Новости

Советы по советам городскому Совету

Советы по советам городскому Совету

Почему от бразильского опыта Красноярск отказался

Альтернативную, по сути, нынешнему городскому депутатскому корпусу систему Советов обсуждали в среду вечером на публичных слушаниях. Соответствующий проект вынес на суд общественности депутат горсовета Андрей Селезнев.

Главной целью новых Советов, по мнению разработчика, должны стать, извиняюсь за тавтологию, советы администрации, как правильно распределять бюджет. Для этого предложено было создать целую структуру. Жители на местах проводят собрания и конференции граждан, выбирают делегатов в Совет, глава города утверждает Совет, и Совет начинает работать — собирать предложения граждан, передавать их в департамент финансов. Департамент финансов эти предложения граждан оценивает и дает заключение, можно их реализовать или нет. В пример докладчик привел опытБразилии, где подобные структуры работают.

Идея “Народного бюджета”, надо сказать, ненова и для нашего города. Она даже использовалась в Красноярске два года назад. Тогда, придя, между прочим, на выборы своего депутата горсовета, каждый житель города мог оставить ему, по сути, наказ, отметив в специальном бюллетене, какие вопросы, по мнению этого конкретного человека, требуют первостепенного решения.

Да и на публичных слушаниях сама идея мало кем отвергалась.

— Концептуально проект мне нравится, — оценил предложение депутат Законодательного собрания Юрий Абакумов, — участие граждан в местном самоуправлении — это всегда хорошо.

— У нас в стране формируется гражданское общество, и очень хорошо, что мы поднимаем такой вопрос, — считает участница слушаний Валентина Островская.

И все же члены специально созданной комиссии большинством голосов предложение депутата Селезнева отклонили.

— По существу, вы затеваете сумятицу в городе, мы никогда не получим внятного предложения по бюджету Красноярска, поскольку каждый будет отстаивать свое предложение и считать его главным, — продолжил Юрий Абакумов.

— Честно признаться, мне показалось, что это продукт творчества одной известной партии, которая хочет довести вертикаль власти до ТСЖ, — говорит политолог Сергей Комарицын, — но когда узнал, что инициатива идет с другой стороны, удивился. Это же в чистом виде бюрократия. Создать органы — совсем не значит, что граждане будут участвовать в подготовке бюджета. Если у нас в стране 90 процентов протоколов собраний ТСЖ — фальсификация, о чем можно говорить?

— Я как депутат-одномандатник постоянно встречаюсь с избирателями, беру наказы, изучаю проблемы, знаю их, — поясняет свою работу Татьяна Казанова, — но для меня также очевидно, что все они не могут быть решены одномоментно, и я никогда не буду на этом настаивать в ущерб другим округам.

Больше всего вопросов предложение вызвало у специалистов — юристов, экономистов, финансистов.

— По закону у нас и сегодня любой гражданин может вносить предложения по бюджету города. Но предложенная схема никаким образом не укладывается в рамки бюджетного процесса, — считает доктор экономических наук Зоя Васильева. — И почему работа идет с одним департаментом финансов? Есть в городе еще 600 разных структур, задействованных в бюджетном процессе, вплоть до учреждений. Их нужды перестанут учитывать? Еще одно: предложения будут формироваться по тематическим секциям, и в итоге получится соревнование, начнется просто работа на количество предложений.

Хотя возможна и другая ситуация. Одна тематическая секция окажется сильнее другой. Например, секция по спорту сильнее, чем секция по образованию. Спортсмены у нас активные, и средств на спорт сейчас в процентном отношении выделяется меньше, поэтому заинтересованность может быть очень высокой. В итоге в бюджете больше денег выделят на спорт? А как же детские сады, необходимость строительства которых очевидна всем, включая администрацию и депутатов.

Наглядный пример привел и первый заместитель руководителя администрации Центрального района Василий Шкутович:

— У нас часто и внутри одного микрорайона договориться люди не могут. Обратилась к нам в район женщина с просьбой провести ей водопровод. Изучили проблему, посмотрели возможности и приняли решение: провести водопровод ко всему участку. Женщина была возмущена: она, мол, не просила помогать соседям, они все наркоманы и пьяницы.

— Проект, который обсуждается, противоречит многим международным и российским законам, — дает оценку доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического института СФУ Ольга Ронжина, — например, Европейской хартии местного самоуправления, где четко написано: недопустимо подменять органы местного самоуправления. Кроме того, есть постановление Конституционного суда России, в котором четко говорится: нельзя слепо копировать бразильский опыт. У них другая система управления. Есть и другое постановление Конституционного суда, которое ограничивает прямое участие в решении финансовых вопросов, ограждая от популизма.

Но главный вопрос, вокруг которого развернулась самая бурная дискуссия: а зачем же нам тогда действующие депутаты действующего городского Совета. Вот уж кого точно выбирали большинством голосов, при этом долго и настойчиво призывая поучаствовать в выборах каждого, — это депутаты. Один из участников слушаний так прямо и спросил у присутствовавших на слушаниях депутатов горсовета: “Вы просите, чтобы мы вас не выбирали?” Возможно, и этот риторический вопрос также повлиял на окончательное решение комиссии, отклонившей предложение о создании новых Советов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА