Новости

Подъем с дефицитом

Подъем с дефицитом

Старт бюджетного процесса в крае

В Законодательное собрание Красноярского края поступил на рассмотрение подготовленный в региональном правительстве проект закона “О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012—2013 годов”. Перед парламентариями стоит очень непростая задача, ибо жить нам придется с большим дефицитом.

Обсуждение главного финансового документа края не обойдется без новшеств. Как отметил первый заместитель председателя краевого парламента Валерий Семенов, в этом году бюджетный комитет ЗС предполагает провести пять выездных заседаний, формат которых сейчас определяется. Это могут быть, к примеру, публичные слушания на территориях муниципальных образований края либо обсуждения в рамках секции координационного совета представительных органов местного самоуправления .

— Публичные слушания при обсуждении проекта бюджета являются обязательной процедурой, обусловленной федеральным законодательством, — подчеркнул Валерий Семенов. — Необходимо донести до сведения общественности параметры и проблемы краевого бюджета и тот формат жизни, который предполагается в 2011—2013 годах.

На самом деле в ознакомлении общественности с параметрами бюджета есть прямая необходимость. Ибо перспективы жизни края в ближайшие три года выглядят сегодня не слишком радужными.

Так, глава регионального минфина Роман Одинцов полагает, что рассчитывать на серьезное улучшение финансовой ситуации в ближайшие годы не приходится. На протяжении 2011—2013 годов бюджет останется дефицитным. Правда, дефицит будет снижаться, но суммарные долговые обязательства региона, по оценкам экспертов, могут возрасти к 2014 году до 40—60 миллиардов рублей.

Особенно сложным выглядит именно следующий год. В связи с изменениями федерального законодательства доходная часть бюджета региона сократится на 10,5 миллиарда рублей, а расходная увеличится на 7,9. Общий объем поступлений в региональную казну составит 104,8 миллиарда рублей, расходы — 122,8 миллиарда. Дефицит, таким образом, составит 18 миллиардов рублей.

Из 10,5 миллиарда рублей потерь львиную долю (10,4) составляет снижение налога на прибыль организаций за счет повышения вывозных таможенных пошлин на нефть, медь и никель. Как известно, в 2011 году должен быть отменен льготный налоговый режим для Ванкорского нефтяного месторождения. Это серьезно ударит и по инвестиционным планам Роснефти, и по доходам Красноярского края. В связи с этим губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и руководство Роснефти обращались в Правительство РФ с просьбой продлить льготный период. Насколько можно судить, в самом правительстве нет единства по этому вопросу. Минфин и его глава Алексей Кудрин жестко настроены на отмену мер господдержки для Ванкора. Что касается Минэкономразвития, то его руководитель Эльвира Набиуллина готова поддержать продление льготного режима для сибирского нефтяного месторождения, но при условии, если доходность проекта будет сопоставима с международными аналогами.

Так или иначе, но сегодняшний вариант основного бюджетного документа исходит из того, что ванкорский вопрос не будет решен в положительном для края смысле. Тем не менее дефицит в 18 миллиардов не превышает ограничений, установленных Бюджетным кодексом. Кроме того, большая часть российских регионов именно так и живет.

Во всяком случае, заместитель губернатора Виктор Томенко, оценивая финансовые перспективы будущего года, заявил, что несмотря на всю сложность ситуации, бюджетная преемственность сохранится, и все ранее взятые краевой властью социальные обязательства будут профинансированы. Более того, добавятся восемь новых краевых программ, в том числе в сфере внедрения систем энергосбережения, развития массовой физкультуры и спорта, создания доступной среды для инвалидов, поддержки граждан пожилого возраста. Продолжится строительство больниц, школ, спортивных сооружений. Что касается последних, то ассигнования на их возведение даже возрастут. Что немаловажно для краевого центра, даже в условиях бюджетного дефицита продолжится финансирование строительства метро.

Проект бюджета предусматривает и рост зарплат работников бюджетной сферы на 3,79 процента по сравнению с текущим годом. Так что оснований для паники нет. Просто перед властью стоит задача более четко оперировать бюджетными средствами в условиях их недостаточности.

Стоит заметить, что проблемы краевого бюджета и состояние социально-экономического развития региона — вещи несколько разные. Сегодняшние сценарии на ближайшие три года даже в самом консервативном варианте предполагают экономический рост. Так, по различным оценкам, прибавка валового регионального продукта в 2011 году составит от 0,2 до 1,5 процента, причем вклад в этот прирост внесут все отрасли экономики региона.

Оживление производств приведет к дальнейшему снижению безработицы и росту реальных доходов населения. Так, если в разгар кризиса, в 2009 году, процент безработных в крае, рассчитанный по методологии Международной организации труда, достиг 9,5 процента трудоспособного населения, то к концу текущего года он должен снизиться до 8,2 процента, а в 2011 году прогнозируется дальнейшее снижение — до 7,6—7,7 процента.

Соответственно, возрастут и реальные денежные доходы населения. По различным оценкам, они увеличатся от 0,8 до 2 процентов. При этом в наибольшей степени улучшение материального положения ощутят пенсионеры — за счет предполагаемых индексаций объем выплаченных пенсий возрастет на 4,4 процента. В целом очевидно, что экономика края будет находиться в стадии медленного выздоровления. По ряду параметров в ближайшие годы мы еще не достигнем докризисного уровня. Например, объемы жилищного строительства в 2013 году хоть и будут ниже, чем в 2008-м, но вплотную приблизятся к этому пику.

Тем не менее эксперты не исключают и определенных негативных изменений. Например, возможного снижения инвестиционной активности в крае. Прежде всего это касается освоения нефтяных месторождений севера — Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского и ряда других. И здесь, думается, все-таки многое зависит от того, чем завершится ванкорская коллизия.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА