Новости

Сергей Чупров: “Не перекрашивать — перестраивать будем”

Сергей Чупров: “Не перекрашивать — перестраивать будем”

На официальном сайте регбийного клуба “Красный Яр” в Интернете его посетителям предложено выразить свое мнение по поводу того, нужно ли клубу изменить традиционную бело-зеленую спортивную форму в пользу других цветов: красного, серебряного, красно-серебряного. Боюсь, что крамольные мысли о том, что это и есть главная проблема, которой озабочены руководители муниципальной команды, появились не у одного-двух посетителей странички в Сети.

Впрочем, и отреагировали красноярцы на предложение адекватно (в том числе и на сформулированную выше “крамолу”): более 80 процентов проголосовавших остались верны традиционным цветам клуба. Ну, а о том, чем именно заняты мысли руководства “Красного Яра” на самом деле, читатели “СТАДИОНА” могут узнать из интервью с его президентом Сергеем ЧУПРОВЫМ.

Прокол с новозеландцами

— Сергей Иванович, в чем особенности прошедшего сезона и как бы вы его оценили?

— К плюсам чемпионата России я бы отнес то, что в связи с изменением его регламента увеличилось число команд, следовательно, стало больше матчей, что не может не радовать. Что касается клуба “Красный Яр”, то мы зашли в этом году, как и обещали, на свой стадион, где появилась трибуна для зрителей с козырьком от непогоды. Это было для нас ярким событием, ничуть не меньшим по значению, чем если бы мы выиграли серебряные медали чемпионата. Думаю, что с обретением собственного дома придут и наши успехи в будущем. Надеюсь, что и зрителям стадион полюбится, и они с удовольствием будут приходить на матчи нашей команды. Уверен, в следующем сезоне будут и зрительские аншлаги, и наша хорошая игра. Кстати, для пишущих журналистов мы планируем обустроить на зрительской трибуне места со столиками в секторе чуть ниже радиорубки. А для видеооператоров и фотокорреспондентов создадим рабочую зону, защищенную от дождя. Скорее всего — на противоположной от трибуны стороне. Что касается выступления “Красного Яра” в чемпионате России, то оно было очень неровным. Почему оно получилось именно таким, мы еще будем разбираться.

— И все же?

— В определенной степени виновата некоторая несогласованность в работе тренеров команды. Возможно, они слишком понадеялись на сильных игроков, которые были приглашены в клуб, но при этом не удалось создать сплоченный ансамбль. Замечу, что за один год сделать это невозможно, и для этого может потребоваться еще сезон-другой.

— В чем выразились плюсы и минусы приглашения игроков и тренера-консультанта из Новой Зеландии?

— В самом начале сезона игроки очень хорошо смотрелись. Жаль, но ближе к его концу они стали растворяться в общей массе и мало чем выделялись. Сказалось, наверное, и сложность адаптации к жизни в другой стране на другом полушарии планеты. При этом не забывайте, что все они — достаточно молодые парни, не нюхавшие еще пороху настоящего мужского регби. Наш чемпионат довольно жесткий, поэтому не каждый из них смог привыкнуть к тому, что приходится получать непривычно много синяков и шишек. Причем переход от юниорского, студенческого регби к мужскому — одинаково болезненный процесс как для новозеландца, так и для сибиряка. Плюсы же выражаются в том, что оправдал наши ожидания и хорошо проявил себя и не потерялся в чемпионате Робб Кэрри, игравший на позиции девятого номера. По окончании сезона мы с ним договорились продолжить сотрудничество, и в будущем сезоне его, возможно, вновь увидим в “Красном Яре”. Но это не все. Напомню, что наш договор с союзом регбистов провинции Кентербери рассчитан на три года. Вместе с менеджерами этой организации мы обсуждали причины не совсем удачного эксперимента с приглашением группы игроков и тренера в Красноярск. Наметили дальнейшие шаги. Возможно, что мы на позиции “десятки” или “восьмерки” пригласим регбистов с большим опытом и реально бойцовскими качествами. Досадно, что, например, МакЛеннан — сам по себе неплохой и даже в чем-то уникальный парень — имел проблемы со здоровьем. Поэтому Ник не мог стабильно пробивать штрафные и точно и далеко выбивать мяч за боковую. Только в конце сезона мы поняли, что он прибыл в Красноярск с этой незалеченной или неизлечимой травмой. И это тоже опыт, который надо в будущем учитывать.

— Да, из-за этого на финише сезона “Яр” выглядел не лучшим образом…

— Согласен. Особенно в матчах с “ВВА-Подмосковье” и в полуфинальной серии, когда с позиций прямо против ворот с убойной дистанции мяч в створ не попадал ни со штрафных, ни с реализаций. А вся борьба в матчах и с “Енисеем-СТМ”, и с монинцами могла бы сложиться, возможно, иначе. Да что об этом сейчас говорить — не ошибается тот, кто ничего не делает и не ищет новых подходов. Мы после тщательного и всестороннего анализа сделаем нужные выводы и пойдем вперед.

Молодежные дела

— Будет ли продолжена работа по сотрудничеству с новозеландцами в области подготовки резервов клуба?

— Мы обговорили возможность стажировки в клубе “Кентербери” наших молодых тренеров не в течение двух-трех недель, а месяца на три. А может быть, и на полгода — чтобы это было не шапочное знакомство с принципами работы тренеров одной из ведущих регбийных стран с регбийной молодежью, а полноценное погружение в тему. Обговаривали и возможность командирования в Новую Зеландию на достаточно длительный срок двух-трех перспективных игроков, чтобы они могли тренироваться и выступить там за одну из команд. У нас ведь в России практически нет возможности готовить резерв, поскольку нет ни молодежных, ни студенческих лиг, а в академии клуба “Кентербери” есть несколько коллективов, которые соревнуются в чемпионатах различного возраста игроков и уровня мастерства команд.

— Не боитесь сложностей адаптации?

— Вы знаете, наши люди к жизни за границей привыкают быстрее и безболезненней, чем иностранцы — к жизни в России. Может, потому, что к хорошему привыкаешь быстрее. Но как бы там ни было, попробуем такой вариант, возможно, что он окажется более эффективным, чем приглашение легионеров из Южного полушария. Наряду с этим будет продолжена практика приглашения для проведения семинаров и курсов лекций для наших тренеров специалистов из Новой Зеландии, работающих с юными регбистами. Еще одним важным шагом для развития регби в Красноярском крае может стать новый международный турнир. Предварительное одобрение подобной идеи от губернатора края Льва Кузнецова мы уже получили. Матчи на Кубок, имя которого пока не утверждено, должны будут проходить в августе. Предполагается, что кроме клубов “Енисей-СТМ” и “Красный Яр” в турнире примут участие команды из Японии и Новой Зеландии. Предварительная работа над проектом уже начата, и продвигается весьма активно. Если идея будет реализована, это станет большим подарком для любителей регби в регионе и популяризации нашего мужественного вида спорта среди молодежи поспособствует.

— Скажите, далеко ли “ВВА-Подмосковье” улетела вперед от “Тяжелой машины”, а та, в свою очередь, — укатила от “Красного Яра”?

— Отставание не так велико, как это кажется. Надо ломать психологию игроков в клубах — что у нас, что в “Енисее-СТМ”. Подбор игроков в красноярских клубах неплохой, но кроме совершенствования в технических и тактических компонентах нам следует прибавлять в самоотверженности и самоотдаче, что без сдвигов в психологии игроков сделать сложно. Все же я думаю, что у красноярцев это должно получиться — догоним мы “ВВА”, обязательно догоним...

— Однако среди регбийных болельщиков становится все более популярным мнение, что, быть может, “Яру” имело бы смысл на пару сезонов сконцентрировать усилия на активной реконструкции команды и охотнее вводить в состав новых, более молодых воспитанников спортшкол Красноярска. То есть подготовиться основательно к реальному прорыву вперед. Ведь бронза от нас не уйдет никуда. С “ВВА-Подмосковье” же пусть бьется и портит летчикам кровь “Енисей-СТМ”. Ведь получается, что раз за разом красноярцы “метелят” друг друга от души в полуфиналах, а монинцы потом легко и непринужденно выигрывают один золотой финал за другим…

— Я думаю, что оба процесса — обновление команды и борьбу за титул чемпиона — можно и нужно совмещать. Реконструкцию в своем клубе ведет и Александр Юрьевич Первухин. Не только мы. Процессы выведения команды на новый уровень и смены поколений следует проводить очень взвешенно и грамотно. Развалить команду легко, а сильный клуб без высокой цели не создать. Останавливаться нельзя: посмотрите, как быстро прогрессирует московская “Слава”, новокузнецкая команда. Регби в России на клубном уровне достаточно мобильно двигается вперед, а высокий уровень мотивации игроков, следовательно, и их уровень самоотдачи в матчах без клубных амбиций не достигнешь. Прогресса не будет. С другой стороны, не надо бояться вводить в команду новых молодых игроков. И об этом мы тоже будем говорить с тренерским штабом при разработке планов на сезон грядущий. Тем более что формула чемпионата страны и его регламент позволяет это сделать при наименьших очковых потерях. Вместе с тем уровень подготовки резерва краевой и городской спортшколами, отсутствие промежуточных турниров для 18—23-летних спортсменов требует корректив в работе тренеров и спортшкол в целом. В первую очередь необходимо индивидуально заниматься с игроками различных амплуа, целенаправленно готовить их на конкретные позиции и под игровые схемы клуба. Мы в “Красном Яре” будем работать над тем, чтобы к главной команде лучшие молодые регбисты подходили более подготовленными во всех отношениях, чтобы резервисты не протирали форму, сидя по два-три сезона на скамейке запасных.

— Может, в России мало ребят регбийной фактуры с нужными физическими качествами? Ведь идеальные параметры игрока — рост под два метра, вес за 100 кг и скорость мастера спорта на стометровке. Таких много разве что в жарких странах, где растут бананы и кокосы, а не капуста да картошка…

— Действительно, таких игроков у нас единицы. Но таланты надо лучше искать. Искать по всему краю, по всей Сибири. И надо отбирать ребят, способных стать лидерами в силу своего характера. У нас в “Красном Яре” есть и сильные игроки, и лидеры, но их недостаточно много, чтобы сформировать костяк команды. Не так много ребят, кто бы мог выходить на поле и давать достойный отпор грубости, не ломаться психологически, вести за собой команду.

Много не бывает

— Что-нибудь новое появится в ближайшее время на базе клуба в Солонцах?

— В этом сезоне, как вы знаете, там появилось третье поле, на следующий год добавится еще одно с естественным газоном. А если сбудутся все наши задумки, то — и поле с всепогодным синтетическим покрытием. Пять тренировочных полей — не так много, как может вам показаться. Регби у нас в Красноярске развивается: в клубе появилась женская команда в олимпийской дисциплине регби-7, на очереди создание региональной студенческой лиги, достаточно успешно работают краевая и городская спортшколы. Всем им, не говоря уже о главной команде клуба, нужен свой полигон, где они бы могли тренироваться в нормальных условиях.

— Кстати, может быть, расширить круг кандидатов в главную команду “Красный Яр”, используя положительный опыт той же женской команды “Яра”, которую создали на базе легкоатлеток?

— Мы и не ограничиваем свой поиск чистыми регбистами и готовы работать, скажем, с ребятами-десятиборцами, борцами, поскольку имеем в составе игроков, начинавших свой путь в других видах спорта. Кстати, в регби главное не габариты, а характер, поскольку у нас много чисто физических контактов. Позицию же на поле можно определить, уже исходя из физических данных. О женской же команде могу сказать только то, что девушки наши, начав заниматься только в феврале, под руководством Юрия Багдасарова здорово прошли большой путь. Они дважды становились третьими призерами на регбийных турах чемпионата страны, проходивших в разных городах, и по праву заняли в дебютном сезоне итоговое четвертое место. Вы сами на играх в Красноярске видели, что у девушек многое получается. А главное — у них горят глаза, и им нравится играть в регби. Думаю, что дело пойдет, тем более что регби-7 — это олимпийский вид спорта. Правда, игроки в этот вариант регби должны обладать несколько другими качествами, чем в более “густонаселенной” и контактной классике. “Семерка” — мобильная и скоростная игра, и она требует большого запаса скоростной выносливости от исполнителей. Правда, думаю, что приоритетной “семерка” станет в нашем крае скорее в студенческом лиге. Через регби-7 мы сможем готовить резерв в красноярские команды по регби-15. Уже сегодня в студенческом чемпионате страны команда СФУ заняла второе место, уступив, по сути, только резервистам Монино. В университете с регбистами занимается основатель красноярского регби Леонид Тихонович Сабинин, а также такие сильные тренеры, как Владимир Демонов, Валерий Багдасаров, Виктор Зырянов, Константин Некрасов. Возможно, что вскоре к ним присоединится и Юрий Краснобаев. Не забывайте, что в 2013 году в Казани стартуют Всемирные студенческие игры, где в “семерке” будут выступать обе российские команды. Кандидатами в женскую сборную являются три воспитанницы Багдасарова. Вскоре они в ее составе должны ехать на сборы в ОАЭ.

— Значит, перед тренерами стоит задача, чтобы женихами у девушек стали красноярцы, а не монинцы или краснодарцы?

— Девочки, наверное, сами разберутся, кто им люб (смеется). Ну, а красноярские регбисты — чем не женихи!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА