Новости

Старший друг познается в беде

Старший друг познается в беде

Кто возьмет шефство над беспризорниками

Трудными дети не рождаются. Такими их делают обстоятельства, семья, окружение. И в силах взрослых сделать так, чтобы агрессивное восприятие жизни сменилось умением сочувствовать, видеть доброту и благодарить за ее проявление, быть ответственным и решительным.

“Чужих детей не бывает” — так называлась переговорная площадка, прошедшая в рамках Красноярского городского форума. Специалисты разных ведомств обсудили перспективы развития института наставничества. Тема очень актуальная, поскольку только в нашем городе за первое полугодие 2010 года на учете в органах социальной защиты населения состояло 387 детей, находящихся в социально опасном положении, 102 из них условно осужденные.

— Проблема профилактики безнадзорности по-прежнему остается острой, — говорит руководитель главного управления социальной защиты населения администрации города Наталья Боброва. — Мы вместе ищем эффективные формы помощи детям — сегодня чувствуется готовность включения городского сообщества в решение этой проблемы. Безусловно, развитие института наставничества — это очень ответственный и нелегкий шаг.

По мнению Натальи Леонидовны, наставник должен всегда идти чуть-чуть впереди своего воспитанника, подавая собственный пример. Конечно, потребуется немало усилий, чтобы подготовить взрослых к работе с подростками, а детей убедить в искренности намерений. Во многих регионах уже возродилась традиция закрепления за трудными подростками наставников из числа известных, статусных людей. Эффект такой работы очевиден. Убеждение и личный пример авторитетного человека в большинстве случаев способны изменить трудного ребенка в лучшую сторону. К тому же у такого подростка сразу повышается самооценка. Еще бы, ведь теперь старшим товарищем ребенка может стать человек, который является примером успешности.

Например, в Томской области развивается сразу несколько направлений наставничества. Помимо волонтеров к работе подключились милицейские начальники, работники образования, социальной защиты, культуры. Став шефами конкретных детей, они помогают ребятам в решении различных проблем.

В Хакасии в число наставников входят председатели уличных и квартальных комитетов, члены женсоветов, советов ветеранов, представители власти, депутаты. Они знакомятся с семьями подопечных, постоянно общаются с детьми, вовлекают их в занятие творчеством, спортом, участие в праздниках.

В Липецкой области принят Закон “Об общественных воспитателях для несовершеннолетних”. В нем прописаны права и обязанности наставников, критерии их отбора. Согласно этому закону, в качестве воспитателей могут выступать представители государственной власти, правоохранительных органов, коллективов предприятий, военнослужащие.

В Краснодарском крае личный пример волонтерской деятельности подала заместитель главы города Сочи. В этом регионе уже гордятся успешным опытом наставничества. Здесь уменьшилось число подростков, повторно совершивших преступления или правонарушения, подопечные меньше бродяжничают, увеличилась занятость трудных детей. Положительно такое общение повлияло и на самих воспитателей. Представители власти стали ближе к проблемам семей, что отразилось на социальной политике региона.

Опыт наставничества есть и в Красноярске. Так, молодежный центр Железнодорожного района в этом направлении работает уже пять лет. Подростков из социально незащищенных семей берут под опеку старшеклассники, студенты.

— Проект называется “Старший друг”, — рассказывает директор центра Татьяна Играева. — За это время он трансформировался. Раньше проект включал все-таки больше развлекательные задачи. Ребята в основном организовывали совместный досуг. Сейчас акцент сделан именно на наставничество, передачу положительного опыта.

Пока команда молодежного центра учится на собственном опыте. Организационных вопросов еще очень много. Какие конкретно функции должен выполнять наставник? Какие к нему требования — возраст, профессия, опыт. Как завоевать доверие детей и расположить их к себе? Однако и уже имеющийся опыт центра успешен. Подростки с готовностью идут на контакт с теми, кто ненамного их старше, охотнее делятся секретами, прислушиваются к советам.

О реализации своей любопытной идеи рассказали специалисты социального приюта для детей “Надежда”. Социальный педагог Анастасия Хромова представила проект “Я — мужчина”. Своим опытом интересного времяпровождения, профессиональной реализации с мальчишками делились мужчины-волонтеры. Дело в том, что дети, воспитывающиеся в приюте, не имеют правильного представления о семье, роли отца в ней. В педагогике мужчин тоже сегодня единицы, поэтому у ребят практически нет достойных образцов.

— Мы сформировали команду из четырех волонтеров — молодых мужчин разных профессий, — рассказывает Анастасия Хромова. — Проект включал несколько этапов — тренинговые занятия, знакомство с профессиями, участие в спортивных соревнованиях. Детям такое общение необходимо. Радует, что и мужчины осознали важность волонтерской деятельности.

Но в такой работе есть и свои трудности. Мужчины не любят заниматься организационными вопросами, да и к социальной ответственности относятся с осторожностью.

Опытом волонтерской работы на форуме поделилась Асмик Авакян, региональный представитель благотворительного фонда “Трезвое поколение Сибири”. Вместе с педагогами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних “Забота” они попробовали показать ребятишкам, что агрессии, вредным привычкам есть альтернатива. В команду волонтеров вошли люди разного возраста, не имеющие педагогического опыта.

— Нам важно научить детей сопереживать другому, самостоятельно принимать решения, мыслить критически, осознанно относиться к своим поступкам, — объясняет Асмик Авакян.

Все инициаторы развития идеи наставничества подчеркивают, что такая работа с ребенком не может быть просто разовой встречей. Наставничество предполагает длительный процесс общения взрослого и подростка, пока сложная ситуация, в которую попал подопечный, не разрешится.

Результатом работы переговорной площадки стало создание рабочей группы, в которую вошли специалисты разных ведомств. Теперь к диалогу приглашают всех тех, кто готов поддержать чужого ребенка и не боится личной ответственности.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА