Новости

За Паганини длиннопалым

За Паганини длиннопалым

По мановению волшебной палочки

Этот человек умеет превратить концерт классической музыки в настоящий праздник. Владимир Спиваков обладает удивительным талантом: он умеет делать академическую музыку совсем не скучной, а понятной и доступной всем и каждому. Красноярский концерт — очередной пример этого феноменального дара маэстро.

Критики считают, что “чрезвычайная выразительность исполнения, остроумные “бисы”, элементы театрализации создали коллективам Спивакова популярность, которую можно сравнить с успехом у широкой публики звезд эстрады”. Но сам Владимир Спиваков с иронией относится к гламурному рейтингу и говорит, что его секрет заключается в волшебной дирижерской палочке, которая досталась ему от гениального Леонарда Бернстайна, одного из главных учителей музыканта. По признанию Владимира Теодоровича, палочка — его талисман, с которым он никогда не расстается. Ею он дирижировал и на сцене Малого зала Красноярской филармонии.

В 2003 году Владимиру Спивакову была предоставлена редкая творческая возможность — собрать собственный симфонический оркестр и возглавить его. Так появился на свет Национальный филармонический оркестр России. Именно с этим коллективом и прибыл в Сибирь маэстро. Красноярск стал конечной точкой большого гастрольного тура московских музыкантов.__ __Маршрут охватил страну от центральных регионов до Дальнего Востока: Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Омск, Владивосток, Хабаровск и наш город. Тур организован в рамках стартовавшей в 2003 году акции “Всероссийские филармонические сезоны”, в которой принимают участие лучшие творческие коллективы России.

Проехать с гастролями всю страну — давняя мечта Владимира Спивакова.

— Я считаю, что, если в России создан Национальный оркестр, в первую очередь он обязан играть для тех, кто живет в этой стране, — говорит Владимир Теодорович. — Национальное достояние должно принадлежать своему народу, а не заграничным зрителям.

Сегодня Спиваков известный благотворитель, меценат и просветитель. Он ездит по регионам не только с концертами, но продвигает там международный фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…”. Готов маэстро приехать со своим проектом в Красноярск — пускай только власти позовут.

Надо сказать, что гастрольные программы Национального оркестра поражают своим репертуарным разнообразием, который включает в себя русскую и зарубежную симфоническую классику, шедевры инструментальной музыки. В Красноярске гастролеры исполнили Полонез из оперы “Евгений Онегин” Чайковского, Концерт для скрипки с оркестром № 1 Паганини и Симфонию № 4 Мендельсона.

Как рассказал дирижер, к нам они прибыли с Дальнего Востока. Во Владивостоке они дали два концерта. Один из них был весьма необычен: музыканты представили уникальную программу, с грандиозным успехом уже дважды исполненную в Москве. Это “Час Чаплина” — мультимедийный проект, объединяющий в себе кинопоказ и симфонический концерт. Синхронно с кинопоказом оркестр исполняет оркестрованную для большого симфонического оркестра оригинальную партитуру Чаплина, написанную им в 1931 году и реконструированную в 2004 году американским дирижером и композитором Тимоти Броком. Увы, красноярцам в этом плане не посчастливилось: шедевра Чарли Чаплина под аккомпанемент Национального оркестра они не увидели и не услышали. Хотя прикоснуться к похожему проекту мы смогли совсем недавно: специально к столетию Дома кино была приглашена в Красноярск группа Алексея Айги. Столичные музыканты выступили в качестве таперов советского немого фильма тридцатых годов “Дом на Трубной”.

Всякий раз во время гастролей дирижер Спиваков и его коллектив представляют публике восходящих звезд музыкального олимпа. В нынешнем гастрольном туре в качестве солиста с оркестром выступил Фен Нин — молодой китайский скрипач-виртуоз, уже снискавший широкое международное признание. Он окончил Сычуаньскую консерваторию (Вэйминь Ху). С 1998 года обучался в Королевской академии музыки у Ху Куня. В 2003 году Фен Нин стал первым выпускником в истории академии, получившим наивысший балл за дипломный концерт: 100 баллов по стобалльной системе.

После победы на одном из главных скрипичных конкурсов — имени Паганини в Генуе в 2006 году — он получил возможность сыграть на знаменитой скрипке Гварнери дель Джезу 1743 года, на которой играл сам Паганини.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА