Новости

Дело валютчиков

Дело валютчиков

Котировки национальных денег смешались

Центробанк ликвидировал знаменитый валютный коридор, то есть фиксированные границы курса рубля к доллару и евро, установленные еще 23 января 2009 года между пунктами 26 и 41. Об этом сообщил заместитель председателя банка Алексей Улюкаев, вызвав в финансовых кругах России и постсоветского пространства настоящую сенсацию. Ведь теперь теоретически курс рубля, например, к доллару, может подняться до соотношения “семь к одному” или упасть до “ста к одному”. Однако, чтобы успокоить банковское сообщество, инвесторов, промышленников и обычных вкладчиков-заемщиков, Улюкаев оговорился: Центробанк вряд ли допустит подобных резких скачков и все-таки будет влиять на благоприятное соотношение денежных единиц для экономики России. Аналитики считают, что в обозримом будущем болезненных скачков быть не должно, а если и возникнут предпосылки к ним — ЦБ устроит разовую, или точечную интервенцию, вбросив на рынок валютные запасы. Несмотря на упорные слухи о том, что российская кубышка кончилась (Владимир Путин, как известно, еще весной приказал засекретить данные о запасах Стабилизационного и Резервного фондов), накануне выходных телеканал РБК сообщил, что золотовалютные резервы страны живы и колеблются в пределах 550—600 миллиардов долларов. И пока мы не наблюдаем резких колебаний финансовых котировок.

Зато причины, по которым этот коридор отменили, поразительны — во всяком случае, по версии отечественных правительственных чиновников. В Министерстве финансов утверждают, что валютные границы ликвидированы из-за… скорого повышения курса рубля к доллару. Учитывая разницу экономик России и США — один к десяти, — в этот прогноз верится с большим трудом. Но основания для столь оптимистичных заявлений все же есть. Во-первых, Штаты — не единственный торговый партнер нашей страны, и у них хватает проблем с Китаем и Европой, а курс доллара более всего зависит от них, а не от нас. Во-вторых, по информации влиятельной “Файненшел Таймс”, администрация Барака Обамы так и не вышла из финансового кризиса.

Словно во времена холодной войны, в США увеличилось число безработных и существенно упали темпы роста экономики. Теперь российская аудитория с нетерпением ждет, когда собственные корреспонденты в Штатах, будто в 70-е годы прошлого века, начнут показывать сюжеты непосредственно из помоек Нью-Йорка, а к нам опять приедет совершенно потерявший уверенность в завтрашнем дне безработный в бейсболке — помните Джо Мори, собиравшего банки на хайвее и нашедшего приют в СССР?

Параллели параллелями, но ФРС — Федеральная резервная система (американский аналог ЦБ) объявила о намерении принять “принять программу по новой либерализации монетарной политики”, что предполагает механический пуск печатного долларового станка. Именно эта реальная угроза наводнения мировой финансовой системы необеспеченными активами США и привела к резким колебаниям курсов многочисленных мировых валют. “Доллар вновь стал генератором нестабильности”, — замечает в этой связи лондонская “Таймс”. Совсем уже на поверхности лежит следующая причина действий Барака Обамы — включить станок, чтобы обесценить государственный долг размером в 14 триллионов долларов! Большая страна — большие проблемы.

Обе названные газеты не без злорадства полагают, что Обама доигрался с понижением учетных ставок по кредитам, доведя их по сути до нуля. Он, видимо, хотел тем самым поддержать малый и средний бизнес, но одновременно выпотрошил все запасы крупнейших банков, которым без денег никак невозможно жить, и, думается, на ФРС надавили именно они. Легко представить себе, с каким профессиональным превосходством на главу ФРС Бена Бернанке смотрят премьер Путин и министр Кудрин. Уж они-то до нуля ставки не понижали, хотя и наше правительство облегчало условия малому предпринимательству.

Предполагается, что инфляционный выброс превысит один триллион долларов. В итоге рынки нервозно отреагировали на ожидаемое вступление американской валюты в фазу затяжного обесценивания. Результатом этого стало падение курсов валют многочисленных стран мира. Например, за последние три недели центральные банки Индонезии, Малайзии, Таиланда, Тайваня и Южной Кореи потратили совместно 28,74 миллиарда долларов, чтобы их собственные валюты не подорожали. Японцы, чтобы не уронить иену, закинули в пространство аж 25 миллиардов. Но это только начало. Уже подсчитано, что до конца года страны — “тигры” Востока потратят на борьбу с наглым, слабеющим день ото дня долларом около полутриллиона “зеленых”. Это неизбежно вызовет дисбалансы в экономиках и, как следствие, — потерю конкурентоспособности товаров названных стран. Правда, самым сильным финансовым соперником для Вашингтона остается Евросоюз, но и его валюта уже вышла на годовой максимум по отношению к доллару. “США ищут возможность навязать свою волю другим странам за счет печатного станка”, — подчеркивает “Таймс”. “Соединенные Штаты добиваются распространения инфляции на мировую экономику. И, судя по всему, они выйдут победителями из этой борьбы, так как обладают неисчерпаемым ресурсом: Федеральная резервная система может отпечатать столько долларов, сколько пожелает”, — отмечает газета. С другой стороны, валюта Штатов может зачахнуть до такой степени, что главным средством обмена станет евро или даже юань — у Китая накоплено немереное количество американских государственных облигаций, и он запросто может учинить мировой дефолт, наводнив планету бумагами, за которые нечем будет платить…

Но перейдем от глобальных проблем к местным.

Валютные войны до нашего островка спокойствия, собственно, не дошли. Хотя разговоры о них сейчас стали главной темой у финансистов. Красноярский финансовый аналитик Виктор Прохоров, комментируя нашей газете денежную ситуацию в мире и регионе, сообщил: отмена валютного коридора может означать тот факт, что Россия усилит внутренний рынок, поддержав отечественного производителя, и отныне будет оперировать с обменом рубля на доллар и евро “с большей осторожностью”. Есть и такая версия происходящего. Если принять во внимание жесткое заявление президента Медведева по поводу развития атомной отрасли Ирана, можно предположить: между нами и США существует некая договоренность ослабить финансовую систему нашего южного соседа путем долларового удара по Тегерану. Эта страна просто не сможет покупать технологические составляющие создания ядерной бомбы.

— Также не исключено, что все эти события связаны с решением укрепить отечественную экономику.

Была в 2008 году популярная фраза: “Чтобы плавно выйти из кризиса, давайте девальвируем отечественную валюту”. Это логично, — говорит Прохоров.

По его словам, существует две модели экономического поведения — инфляционная с обесцениванием доллара и вытекающим из этого ростом стоимости российских сырьевых активов (в том числе рекордно поднявшегося в цене золота) и дефляционная — государственный протекционизм. Сегодня, судя по всему, нам выгоднее первая модель, хотя два предшествующих года мы действовали именно по второму варианту, закачивая рубли, например, в злополучный отечественный автопром.

“Прогнозы самые невероятные — ни у кого нет определенной точки зрения, чем все эти валютные передряги закончатся”, — считает Виктор Прохоров. Но нам с вами, во всяком случае, не следует бегать, как угорелым, по валютным отделам банков, скупая или продавая деньги разных стран. Если кубышка еще цела, Центробанк не даст обесцениться рублю в полдня, как это случалось в девяностых.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА