Новости

Арт-бизнес в поиске

Арт-бизнес в поиске

Количество и уровень театров, художественных галерей, выставочных и концертных залов — вот те главные показатели, которые определяют культурный уровень любого города. И уж если речь идет о “почти миллионнике”, то в нем людям, не хлебом единым живущим, казалось бы, всегда должно доставать духовной пищи. Однако, например, еще два года назад Красноярск мог похвастаться лишь одной частной галереей. И пусть сегодня этот список немного расширился, арт-бизнес в нашем городе по-прежнему отсутствует.

Три арт-китенка

Первой частной галереей, проводившей художественные выставки и даже продававшей иногда работы, стала сеть известного бизнесмена Валерия Маркелова “Хинган”. Еще лет шесть назад “Хинган” на проспекте Мира был одним из самых популярных залов города, выставлявших как известных мастеров, так и совсем молодых художников, а кроме того, собиравший под своей крышей ценителей художественных работ. Сегодня выставки “Хингана” по-прежнему расписаны минимум на полгода вперед, однако популярность этих залов спала, и теперь они ценятся прежде всего возможностью приобрести различные товары для художественного творчества, декупажа и своей просветительской деятельностью. В “Хинганах” по всему городу уже давно проходят различные курсы и мастер-классы по живописи, рисунку, декоративным видам творчества. Одно из ближайших занятий состоится 5 ноября — педагог покажет технику декорирования салфетками цветочных горшков.

Полтора года назад, когда почти одновременно открылись сразу две галереи — “Секач” в Красноярском музейном центре и “Арт-галерея Романовых”, расположенная по соседству с театром юного зрителя, — мелькнула надежда на то, что арт-рынок в городе начал зарождаться. Об “Арт-галерее” особенно много и активно сразу заговорили СМИ, появился интерес: а вдруг это место на правом берегу возьмет да и повторит в своих масштабах судьбу американских галерей популярного сегодня района Сохо. В конце 1970-х годов эти беднейшие производственные кварталы Нью-Йорка начали осваивать художники, и постепенно молодые галереи стали дико популярны, а район превратился в богатый и респектабельный, настоящее место паломничества художественной богемы Манхеттена.

Активной посещаемости большинства выставок, несмотря на географическую отдаленность от центра, директор “Арт-галереи” Валентина Романова на самом деле смогла добиться, но на коммерческие рельсы дело так и не встало. “Мы, когда открывали галерею, и не делали ставок на покупательскую активность, для нашего города это нулевой вариант, — рассказывает Валентина Александровна. — Главная задача нашей работы — популяризировать творческих людей Красноярска: художников, поэтов, артистов. За эти месяцы у нас прошло несколько творческих вечеров и 20 выставок.

Причем в “Арт-галерее Романовых” художники не платят за организацию своих выставок, вход в зал для посетителей свободный. И даже дорогостоящую полиграфическую продукцию — буклеты, брошюры, которую выпускает галерея к каждой выставке, нередко раздают бесплатно. Существует молодая галерея на средства открывшей ее семьи и доходов как бизнес-проект не приносит.

Галерея с оригинальным названием “Секач” музейного центра заполняет собой нишу актуального искусства, поддерживая творчество современных художников. “Нас интересуют интеллектуальные работы, в которых есть концепция. Этот принцип и является основополагающим при формировании выставок, — рассказывает Анастасия Березинская, директор галереи “Секач”. — Конечно, поскольку галереи тем и отличаются от просто выставочных залов, что все картины в них можно купить, у нас работы тоже продаются. Но зритель в Красноярске не подготовлен к приобретению произведений современного искусства, новых имен коллекционеров, к сожалению, тоже не появляется. А когда что-то покупают, то, как правило, это работы уже известных художников. Например, у Василия Слонова есть круг своих ценителей”.

Помимо трех перечисленных галерей, в городе существует несколько частных художественных салонов, которые, в свою очередь — проекты исключительно коммерческие, продающие в основной массе конъюнктурные работы.

Не грех и поучиться

Примером, как должно быть, может служить Нью-Йорк, в котором насчитываются десятки частных галерей в самых разных районах города. Конечно, художники, галеристы и там жалуются на необходимость постоянной борьбы за выживание, отсутствие помощи со стороны государства, но к своему делу они подходят как к бизнесу, и это во многом определяет его развитие. “Галерея не должна существовать только для того, чтобы делать выставки. Она знакомит посетителей с художником и обязательно продает его работы, — говорит Наталья Шалина, художник, член Союза художников СПб, автор и куратор детских и взрослых выставочных проектов, основательница “Арт-студии Натальи Шалиной”. — Продажи должны быть непременно, и только тогда галерея занимает свою важную нишу на арт-рынке”.

Для городов, в которых арт-бизнес существует, другого подхода к функционированию галереи и представить себе невозможно. Так, исключительно альтруистические взгляды на окупаемость выставок, как в Красноярске, здесь недопустимы, при том, что и в Европе, и в Штатах коммерческие цели не отметают творческих, зато двигают дело вперед, заставляя владельцев постоянно искать новые виды финансирования проектов, придумывать оригинальные варианты рекламы. И важнейшую роль на пути от творца к зрителю играют арт-менеджеры, которые умеют привлекать спонсоров, а если нужно, то хитрить и заставлять платить простых граждан. Каждый действует в меру своей изобретательности. Например, популярны клубы друзей, каждый член которого платит оговоренный правилами, но вполне посильный для человека годовой взнос. В благодарность, во-первых, считается другом галереи (театра, музея — этот прием очень распространен), во-вторых, получает приятные льготы, вроде дисконта на входной билет и продаваемую продукцию. Одна из популярнейших выставочных форм в Берлине, Нью-Йорке, Лондоне — open art-gallery. Такая выставка работает в течение 1, 2, 3 дней под открытым небом и имеет огромный масштаб, на нее съезжаются сотни художников, галеристов из разных городов и стран, прошедшие, естественно, предварительный отбор. Проходимость “арт-оупенов” достигает 50 тысяч человек в день, а продажи многократно окупают все затраты организаторов. И это, несомненно, заслуга опытных менеджеров, которые, кстати, не имеют в распоряжении тысяч долларов рекламных бюджетов, а действуют креативно, каждый раз придумывая новые формы продвижения.

Также в развитых странах широко распространены гранты и стипендии, на которые реализуются очень многие идеи, и талантливые художники, в том числе совсем молодые, могут позволить себе создавать некоммерческие проекты, нередко продолжительные по времени.

Вот такие арт-дела

Существует мнение, что проблему с галереями нельзя обозначать как сугубо красноярскую: мол, похоже арт-дела обстоят по всей России, даже в Москве и Санкт-Петербурге, которые, хоть и находятся ближе к Европе, опыта пока тоже не набрались. Но все же высказывание это не совсем верное: где мы и где столицы! До полноценного арт-рынка, и это правда, пока далеко даже Москве, но галерей там не в пример больше, и пусть они тоже носят местечковый характер, продвигая только “своих” художников, не всегда имеют опытных менеджеров и разбирающихся в искусстве директоров, продажи у них есть — все же посетители в массе своей более готовы к приобретению произведений искусства.

“Для того чтобы арт-рынок развивался, городу нужна подходящая публика, которая заинтересована в развитии и сохранении искусства, причем сохранении именно своего, местного художественного наследия, — считает Елена Истомина, искусствовед, сотрудник Красноярского художественного музея имени Сурикова. — У нас много хороших художников, система образования четко выстроена, вплоть до Академии художеств, но поскольку город все же провинциальный, ценителей искусства, которые могут позволить себе приобрести работы, гораздо меньше, чем в Москве и Петербурге, а без них арт-бизнес не может развиваться”. Коллекционеры в нашем городе, конечно, тоже есть, но многие из них, являясь людьми от власти или общественными деятелями, не готовы говорить вслух о своем хобби и привыкли общаться с художниками напрямую. Тех же, кто активно сотрудничают с частными выставочными залами, слишком мало, чтобы дать ход арт-рынку целого города.

Но кивать только на богатых людей, которые якобы могут, но не хотят развивать искусство, типичная для нашей страны привычка. Владельцам галерей, их менеджерам, самим творческим людям тоже нужно учиться быть более активными, современными и мобильныи. “Новые формы” Треплева никто не отменял.

“В первую очередь, красноярским художникам нужно пересмотреть свою позицию, мироощущение и мировосприятие, — считает Наталья Шалина. — На выставке “Учитель и ученики”, одном из последних проектов, которые я делала в залах Красноярской академии художеств, были представлены художники из Израиля, Германии, Латвии и Красноярска. И в этом сопоставлении оказалось очень заметно, насколько Красноярск провинциален, прежде всего, по внутреннему темпу искусства. Чтобы достичь какого-то уровня, развить галерейный бизнес, важно идти в ногу со временем, быть ближе к европейскому искусству. Это ни в коем случае не означает, что нужно всем быстро начинать делать какие-то инсталляции, перформансы, но необходимо учиться как-то по-новому себя подавать”.

О достоинствах красноярской художественной школы в нашем городе говорится много, но даже их, эти самые достоинства, нужно уметь правильно представлять — менять традиционную подачу, находить новые решения, преподносить себя со вкусом. И во многом эта задача ложится именно на плечи владельцев и менеджеров арт-галерей: будьте оригинальнее — и люди наверняка потянутся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА