Новости

Без уважения далеко не уедешь

Без уважения далеко не уедешь

Вождение автобуса требует ответственности и спокойствия

“Друг, останови, пожалуйста, вот здесь, чтобы не делать крюк”, — просит пассажир водителя двенадцатого красноярского маршрута Ивана Бугрова. “Не положено”, — отвечает перевозчик. Противостояние водителя и пассажира постоянный источник конфликтов, избежать которые — главная задача рулевого.

Иван Иванович признается, что такая ситуация не исключение. Но закон неумолим: в условиях миллионного города, двигаться на магистралях необходимо только по правилам и останавливаться только на остановках общественного транспорта. “Бывает, люди просят притормозить у перекрестков, посреди центральных улиц, приходится объяснять, что нельзя, — говорит Иван Бугров. — Они недовольны, иногда ругаться начинают. Ну что поделаешь, работа такая”.

Всех своих водителей автобусов жители поселка Удачный знают в лицо. В удаленный красноярский микрорайон ходит всего один маршрут — № 12.

— Я знаком со всеми своими пассажирами, — признается Иван. — Имен, правда, их не знаю, но лица все близкие уже. Мы же ездим по графику. Мой первый рейс в 5:45. Люди, еще сонные, отправляются на работу, учебу. Вечером публика более пестрая и разнообразная. Люди едут домой — кто уставший, кто навеселе, кто задумчив.

За рулем двенадцатого маршрута Иван Бугров уже почти семь лет. В 2004 году закончил автотранспортный факультет одного из красноярских учебных заведений, пришел работать в пассажирское автотранспортное предприятие № 7. “С тех пор кручу баранку!”, — смеется водитель.

— Передо мной никогда не стоял вопрос “кем стать?”, — признается Иван. — Я буквально вырос на колесах. Мой отец водитель. За рулем автобуса проработал тридцать лет. В детстве с ним я проехал почти весь край вдоль и поперек: от Дзержинского до Абакана. С садиками напряженка была. От папы перенял и особое отношение к технике, бережное. Машина — твой друг и товарищ, за ним надо следить, ухаживать. А если вдруг поломка на трассе, то надо уметь самому ее устранить, довезти людей до пункта назначения. А потом уже вечером заняться ремонтом.

Рабочий день Ивана начинается рано утром. Мало прийти в парк, сесть за руль и двинуться в путь. Необходимо проверить четырехколесного друга, выполнить так называемое ежедневное техническое обслуживание.

— Около получаса уходит на то, чтобы проверить, как работают все системы, — рассказывает Иван. — Раньше, когда ездил на Икарусе, было сложнее. Старые машины часто ломались, из парка не вылезали. Иногда приходилось ремонтировать прямо в рейсе, и в дождь, и в мороз, и в жару. Сейчас у меня новенький автобус, работаем на нем с напарником: два дня я, два он. Мы с коллегой трудимся уже более шести лет, он, когда я пришел в ПАТП, стажировал меня, вводил в профессию. Доверяем друг другу, что очень важно. Гайки докручивать не приходится. Автобус не только твое рабочее место, а второй дом, и когда в кабине тепло, уютно и чисто, когда можно за руль спокойно сесть в белой рубашечке, меньше устаешь.

Проверка закончена. В рейс. Плавные уверенные движения. Автобус в руках профессионала как послушная игрушка. Дорога от Предмостной до Удачного за годы работы известна до мелочей: здесь немного притормозить надо, здесь, наоборот, можно прибавить скорость. А вот и водитель шестерки подрезал.

— Как утверждает наш безопасник, пропусти дурака, не связывайся, — говорит Иван. — Ну обогнал тебя, подрезал, вдогонку, что ли, бросаться, отношения выяснять с кулаками? Притормози, пропусти. Вот знак стоит: запрещен поворот налево. И куда человек лезет в наглую, еще и мне сигналит, мол, я не прав! Честно говоря, я на таких уже не обращаю внимания. Если буду нервничать из-за каждого подобного случая, то приду домой психологически и эмоционально измотанным. Сгорю на работе, так никому ничего и не доказав.

Иван признается, что спокойствие к нему пришло не сразу. С годами, с мастерством. Раньше за рулем было проще, машин на дороге меньше, пробок почти не, а сейчас что ни день, то затор. Проспект Мира, по которому пролегает 12-й маршрут, в часы пик стоит бездвижно.

— Очень многое в нашей профессии зависит от кондуктора, — уверен Иван Бугров. — Он мои глаза, уши и руки в салоне автобуса. Я резко притормозил — все упреки кондуктору. Он за меня извиняется. Важно не хамить, не грубить людям: они поймут все, если им вежливо объяснить. И инцидента не будет. Слаженность экипажа важна. Опаздываем или в пробке кондуктор говорит, предупреждает, успокаивает. Я уже три года работаю с одним кондуктором, она у меня просто молодец — спокойная, находит общий язык с пассажирами. А это важно. За день через машину проходят сотни горожан, и каждому угодить надо: кому билетик не так оторвешь, сдачу не так передашь, все своенравные.

Пожалуй, единственное, к чему опытные водители не могут привыкнуть, это резкое торможение. Вдруг человек не удержится, упадет. “Все уверены, что в таких случаях виноваты мы, — говорит наш герой. — Попробуй объясни, докажи, что тебя подрезали. Дохлый номер, доказано опытным путем”.

Справедливости ради стоит заметить, что водители автотранспортных предприятий отнюдь не главные лихачи на городских магистралях. Между перевозчиками регулярно проходят соревнования по знанию правил дорожного движения, мастерству вождения. Призовые места в таких смотрах — показатель профессионализма. А специалистов и гаишников, которые непременно входят в состав жюри конкурсов, не проведешь.

— В советское время, когда работал мой отец, профессия водителя считалась почетной, привилегированной даже, — ностальгирует Иван. — Кому попало руль не доверяли. А если ты водишь междугородний автобус, то это высший пилотаж. Сейчас водительские права не редкость, водитель — обычная рядовая профессия. Однако ответственность за жизнь пассажиров в сложных дорожных условиях только увеличилась. Помню в детстве, пассажиры выходят из автобуса и благодарят отца. Хотя и среди моих сегодняшних клиентов большинство приятные и вежливые люди, достойные уважения. К тому же они вручают мне свою безопасность и даже жизнь, поэтому я должен относиться к ним с пониманием. Я же не просто водитель, а водитель автобуса. Крути руль и едь осторожно по правилам — вот и вся философия.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА