Новости

Знак отличия безопасности

Знак отличия безопасности

Водителя не принимают, а назначают

Первое, что интересует пассажира общественного транспорта — комфорт и безопасность. И не важно, какими усилиями это достигается, все ждут, что услуга будет оказана качественно.

Так считает Валерий КРАЕВСКИЙ, заместитель директора КПАТП № 5 по безопасности дорожного движения и охраны труда, почетный работник транспорта РФ.

— Валерий Ефимович, после недавней аварии с участием автобуса, в результате которой погибла молодая девушка, тема наведения порядка в сфере пассажирских перевозок стала как никогда актуальной. Вы, как человек, который отвечает за вопросы безопасности в автотранспортном предприятии, какие пути выхода из сложившейся ситуации видите?

— Произошедшая трагедия еще раз показала, что не всегда должное внимание уделяется первостепенному фактору — человеческому. Безопасность перевозки зависит прежде всего от того, кто находится за рулем, а значит, и от того, какую профилактическую работу с ним провели, какие навыки привили, воспитали ли чувство ответственности. Все это зависит от того, насколько хорошо в автотранспортном предприятии налажена работа по повышению квалификации работников. Интересно, что в 1981-м году в “Правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте” говорилось, что водитель не принимается на работу, а назначается! И только после стажировки и спецподготовки. Тогда понимали, что на человека, который повезет сотни людей, ложится огромная ответственность. К вопросу отбора достойных работников подходили строго. Два года назад, когда создавалось наше предприятие, мы решили, что в его основу будет положено серьезное отношение в вопросах кадровой политики.

— Помнится, тогда был дефицит водительских кадров, как удалось сформировать профессиональный коллектив?

— КПАТП № 5 было создано 26 ноября 2008 года постановлением главы города. В декабре мы получили 75 автобусов, через месяц лицензию и повезли первых пассажиров. Для того чтобы обеспечить точное следование расписанию, нам необходимо было принять на работу 150 водителей. Часть работников, которые трудились на бывшем предприятии, вернулись после его восстановления. Но половина водителей пришла от коммерческих перевозчиков. Меня часто спрашивают: а в чем разница между коммерсантами и муниципалами? Принципиальный момент один: задача муниципалов — удовлетворить потребности населения в транспортной услуге, а задача бизнесменов — заработать денег. Поэтому водители, работающие на некоторых коммерсантов, нарушают скоростной режим, подрезают другие автобусы. Зарплата наших работников зависит от выполнения запланированных рейсов, и такая же система действует во многих европейских странах. Только когда автобус будет существовать для пассажира, а не пассажир для автобуса, тогда можно будет серьезно говорить о безопасности. Пока же это остается на совести руководителя каждого предприятия, а они, как показывает практика, по-разному относятся к этим вопросам. Когда к нам пришли “коммерческие” водители, им объясняли, что больше не надо гонять за выручкой, но они никак не могли избавиться от привычного экстремального стиля вождения. Уровень аварийности пополз вверх, и мы, проанализировав ситуацию, приняли решение о том, что шоферов необходимо заново переобучать и воспитывать.

— Какие методики для этого решили использовать?

— Существует 20-часовая образовательная программа по техническому минимуму, которую водитель должен проходить ежегодно. Многие предприятия платят преподавателю и отправляют к нему работников на лекции. Я побывал на этих занятиях и увидел, что водители просто отбывают часы. Тогда обратился в ГИБДД с ходатайством о разрешении проводить подобное обучение на предприятии нашими специалистами. Что это дало? Все темы, определенные программой, начали рассматриваться на живых примерах из деятельности КПАТП № 5. Мы обустроили класс, начали записывать на видеокамеры ошибки в работе водителей и потом использовать их для разбора. На уроки приглашали инспекторов ГИБДД с докладами, юристы объясняли правильные действия при ДТП. Появился игровой момент, и мы обнаружили, что после окончания занятий никто не хочет расходиться — все живо обсуждали проблемные ситуации, спорили о поведении на дороге, коллективно решали экзаменационные билеты.

Потом появилась новая проблема: те, кто ранее управлял “пазиками”, не чувствовали габаритов большого автобуса. Их следовало отправлять в рейс с водителями-наставниками, которых на тот момент на предприятии не было — и полгода мы тщательно отбирали и обучали людей для наставничества. Кроме того, на весь город был всего один специально оборудованный для стажировки автобус большой вместимости. Наша творческая бригада создала проект и в скором времени появилась вторая такая машина — в КПАТП № 5. Теперь эта работа ведется постоянно. А еще очень важно: те, кто проехал без ДТП 500 тысяч километров, получают знак I степени “За безаварийную езду”. Таких работников четыре в КПАТП № 5: Н. Чистов, В. Яковлев, А. Горбатов, В. Ероха.

— Одно время была проблема: если люди падали и получали легкие травмы, водители не обращали внимания и ехали дальше по маршруту.

— Поведение в таких ситуациях — азбучные истины. Доходит до курьезов: недавно автобус резко затормозил перед внезапно выбежавшим пешеходом. Одна из пассажирок упала, наш работник остановился, сообщил о происшествии в “Скорую помощь” и ГИБДД. И как ни упрашивала его красноярка отпустить ее и уверяла, что с ней все в порядке, водитель дождался приезда всех служб. Так что наши работники в этом вопросе ведут себя строго по инструкции. А ранее, когда водителям не хватало знаний, нескольких из них лишили прав за неправильное поведение в подобной ситуации.

— После всех предпринимаемых мер вы видите результаты?

— Через год работы КПАТП № 5 мы обратили внимание, что пассажиропоток заметно увеличился, хотя автобусы не гоняли и ездили строго по расписанию. То есть люди начали сознательнее подходить к выбору перевозчика. Многие привыкли к комфортным условиям больших автобусов, удобным низким ступенькам, отсутствию громко звучащего шансона в салоне и так далее. Сейчас мы обслуживаем девять маршрутов — 4, 11, 14, 25, 26, 32, 35, 52, 87. Ежедневно на линию планово выходят 74 машины, в резерве — пять машин. В двухсменном режиме, то есть до 23.00, работают 27 автобусов. И, между прочим, 126 водителей из 180 — профессионалы первого класса.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА