Экономика

Российский авторынок восстанавливается за счёт роста продаж отечественной «Лады» и китайских марок

В 2023 году в России во всех сегментах рынка продано 1,31 миллиона новых автомобилей.

Российский авторынок восстанавливается за счёт роста продаж отечественной «Лады» и китайских марок
Машина — это не роскошь, а средство передвижения.

Михаил Шуклин

В прошлом году в нашей стране было продано 1,059 миллиона новых легковых автомобилей. Это на 69 процентов больше, чем в кризисном 2022 году, но всё ещё далеко от объёмов отечественного рынка в лучшие его времена (наш рекорд — более полутора миллиона единиц). Практически треть от продаж на рынке новых машин проходится на отечественную Lada. Однако активнее всего в 2023 году расходились авто китайских марок, в первую очередь уже хорошо известные нашим автолюбителям Chery, Haval и Geely.

Сокращаем отставание

Многие эксперты считают, что главная причина роста российского рынка новых машин — это отложенный спрос. После серьёзного падения в прошлом году люди всё же вернулись в автосалоны даже с учётом заметно выросших цен и ухода из страны привычных нам автомобильных марок Европы, Японии и Южной Кореи.

Важно, что это устойчивая, более того, нарастающая тенденция. По данным аналитического агентства «Автостат», только за декабрь в стране было продано 119,45 тысячи новых автомобилей, что в 2,1 раза больше, чем годом ранее. Примечательно, в январе ситуация не изменилась. Китайские автопроизводители, вопреки сложившейся у нас в стране традиции, не стали повышать цены на свою продукцию в начале года. Так что российские автодилеры рассчитывают на заметное увеличение оборота. По мнению аналитиков, в 2024 году объём продаж на российском рынке новых автомобилей ожидается на уровне 1,2 миллиона единиц.

Разворот на Китай

Автопроизводители КНР в 2023 году сумели занять около 60 процентов российского рынка. Особенно отличилась корпорация Chery, которая, помимо уже привычных нам марок, стала поставлять в страну люксовые внедорожники и автомобили премиум-класса под брендами Omoda и Exeed.

Заслужено вошла в тройку лидеров продаж и китайская компания Great Wall. Самую известную у нас в стране модель этого производителя — кроссовер Haval Jolion — собирают на заводе под Тулой. Большой кусок нашего рынка (4,5 процента от общего объёма продаж прошлого года) фактически в первый же год своей работы в России «откусил» Changan. Это одна из крупнейших в КНР корпораций, выпускающая широкую линейку легковых и грузовых автомобилей. Кроссоверы Geely от производителя из Гонконга также быстро набирают популярность среди наших автолюбителей.

— За российский авторынок активно борются многие производители из КНР, — заявил Дмитрий Матвеев, один из ведущих отечественных экспертов в этой сфере. — Такие серьёзные продажи в минувшем году — отличный результат, особенно учитывая, как до введения санкций относились наши автолюбители к «китайцам». Не было уверенности в потребительских характеристиках этих марок.

Мой сосед по гаражу Пётр Васильевич добавил к этому комментарию всего несколько слов: «Зима покажет, как нам относиться к китайским машинам. Сейчас их в Красноярске много. Так что, думаю, уже к середине весны мы будет знать об основных недостатках каждой модели, а также сколько нужно сил и средств, чтобы устранить поломки».

Справимся сами?

«АвтоВАЗ», наш ведущий производитель легковых автомобилей, в прошлом году оказался в двояком положении. С одной стороны, из-за западных санкций с российского рынка ушли ключевые его конкуренты — европейские, корейские и японские автокомпании. С другой — автогигант из Тольятти серьёзно зависел от зарубежных поставок комплектующих. Пока завод разбирался со своими проблемами, возникшую пустоту в этом сегменте отечественного авторынка быстро заполнили китайские марки.

По итогам 2023 года можно уверенно сказать, что «АвтоВАЗ» в целом справился с санкционными ограничениями и сейчас набирает обороты. «Несмотря на все негативные факторы внешнего санкционного давления, концерн обеспечил непрерывность производства автомобилей и выпустил в минувшем году более 374 тысяч новых машин Lada, — говорится в официальном сообщении предприятия. — Для российского бренда этот объём является рекордным за последние десять лет». Это позволило «АвтоВАЗу» занять более 30 процентов российского рынка новых автомобилей. Необходимо отметить, что в докризисные времена Lada ставила перед собой цель сохранить свою долю в общем объёме продаж на уровне 20, максимум 25 процентов.

Главная задача для «АвтоВАЗа» в этом году не только восстановить выпуск прежних популярных марок автомобилей, но и существенно обновить свой модельный ряд. «Относительно невысокая цена и предсказуемость — это неубиваемые козыри «Лады», которые позволяют этому бренду вот уже много лет подряд удерживать лидирующие позиции на отечественном рынке, — считает Илья Федорченко, генеральный директор «СберАвто» (специальный сервис Сбербанка по продажам автомобилей). — В ситуации изменчивости рынка стоимость и ремонтопригодность автомобиля, его репутация выходят на первый план. Если Lada продолжит вкладывать силы и средства в создание новых моделей и продуктов, поддерживая доступность уже представленных ранее марок, её позиции на рынке останутся крепкими».

«АвтоВАЗ», по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, планирует в 2024 году выпустить не менее 500 тысяч автомобилей Lada. Таким образом наш ведущий производителль намерен не только удержать, но и вернуть себе часть российского рынка, занятого сейчас китайскими марками.

Подробно

Самые продаваемые марки новых автомобилей в России в 2023 году

Источник: аналитическое агентство «Автостат»
Источник: аналитическое агентство «Автостат»

Самые продаваемые модели новых автомобилей в России в 2023 году

Источник: аналитическое агентство «Автостат»
Источник: аналитическое агентство «Автостат»

Обе таблицы сформированы на основе данных аналитического агентства «Автостат».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА