Актуально

Красноярцы поделились историями о своих воображаемых друзьях из детства

Разбираемся, нормальное ли это явление.

Красноярцы поделились историями о своих воображаемых друзьях из детства
Первые научные исследования на тему воображаемых друзей были проведены в 1890-е годы.

Дмитрий Попугин

С необычным вопросом в редакцию обратилась одна из читательниц: «Недавно мы с крестницей ходили на спектакль в Красноярский театр кукол «Мой снежный друг», где у главной героини появился воображаемый волшебный приятель, — рассказала Анна Алексеевна. — Крестница после просмотра рассказала, что у неё тоже есть воображаемый друг. Расскажите, нормальная ли это ситуация для младшеклассницы? Нужно ли волноваться и обращаться к специалисту?»

Мы спросили у красноярцев разных возрастов, были ли у них в детстве друзья из собственных фантазий.

Тиабалду и Атос

45-летняя Анна Филиппович рассказала, что в 10 лет её ненастоящим лучшим другом стал гордый мушкетёр Атос из романа Александра Дюма.

— Когда умерла бабушка, мама всё время проводила в другом городе, постоянно плакала. Я чувствовала себя немного обездоленной. Тогда я начала представлять, что живу не сейчас и не здесь, а Атос — мой проводник в выдуманный мир, где можно было спокойно поговорить, представить зелень холмов, мысленно прокатиться на лошадях. Года на три меня хватило, не могла заснуть, пока с ним не «поговорю». Потом само прошло, — вспомнила Анна.

36-летняя Вера Лапина поделилась, что такой товарищ был у целой подростковой компании.

— По телевизору шёл бразильский сериал «Воздушные замки», и у одного героя там был воображаемый друг Тиабалду. Через какое-то время Тиабалду стали «видеть» и в наших подростковых компаниях. Например, осталась одна печенька — это для Тиабалду. Также никто не занимал единственный свободный стул: «Ты что, там Тиабалду сидит!» и так далее. Как я потом узнала, с Тиабалду дружила не только наша компания, но и ребята из других районов и даже городов, — рассказала Вера.

У 21-летней Алины Камерон была целая компания из несуществующих товарищей по играм.

— Когда была совсем маленькой, представляла, что дружу попеременно или с мышами из «Золушки», или с феями из «Спящей красавицы», — вспомнила девушка. — После я сама придумала себе компанию фей, но мне быстро с ними стало скучно. До четвёртого класса была вымышленная подружка София, которой я жаловалась на брата и с которой размышляла о самых разных вещах. При этом чем старше я становилась, тем интереснее становились вопросы. Потом уже нашла иное применение своей фантазии, и в нереальных друзьях отпала нужда, — посмеялась Алина.

36-летний Андрей Одегов любил пообщаться с вымышленными персонажами, с которыми можно поговорить, что-то обсудить, спросить совета, как бы они действовали в той или иной ситуации.

— Но всегда было осознание, что «друзья» — лишь в моём воображении, ненастоящие. И ничего на них не свалишь — «это не я съел все конфеты, это мой друг Петя!», — отметил Андрей. — Среди таких приятелей были как герои книг, фильмов и мультиков, так и собственные персонажи. Вскоре мои фантазии переросли в хобби — придумывать миры и писать про своих героев разные истории.

Не стоит паниковать

По словам психолога Ольги Петровой, иметь в детстве вымышленных друзей — нормально, так как это относится к процессу формирования личности.

— Ребёнку бывает тяжело справиться с психологическим ростом, с трансформациями, которые по сравнению с изменениями в жизни взрослых можно назвать головокружительными. И тогда создаётся одна или несколько субличностей, которые выполняют определённые функции. Это и встреча с частью себя, и спусковой клапан напряжения, и психологическая защита от конфликта, который маленькому человеку не по плечу, — рассказала Ольга. — В каких случаях родители волнуются, столкнувшись с этим феноменом? Если чувствуют, что в семье есть напряжение или они не справляются с родительской ролью. Если думают, что это признак ненормальности ребёнка и испытывают чувство вины.

Психолог отметила, что нет ничего ненормального в воображаемом друге у ребёнка.

— Есть один нюанс. Человек чистит зубы — это нормально? Конечно, да, скажете вы. А если он чистит их 30 раз в день или латунной щёткой? Конечно, нет. Воображаемый друг — это признак того, что ребёнок вырабатывает новые механизмы адаптации, которые могут быть неконструктивными, и в этом случае лучше обратиться к специалисту. Признаками дезадаптации могут быть снижение аппетита, нарушение сна, апатия, самоповреждение, обострение заболеваний, — добавила специалист.

Ольга Петрова посоветовала родителям не бороться и не высмеивать воображаемого друга своего ребёнка, а лучше мягко и деликатно узнавать про него. Бить тревогу стоит только в том случае, если «друг» толкает к депрессии и самоповреждению, например, гулять по крышам, как Карлсон Малыша. Лишь тогда нужно своевременно обратиться к специалисту.

В тему

Тема воображаемых друзей достаточно популярна в кинематографе, литературе и мультипликации. Например, в одном из советских мультиков девочка зимой выгуливала варежку вместо реальной собаки.

Ещё до Карлсона к теме вымышленных друзей Астрид Линдгрен обратилась в 1949 году в своём сборнике «Крошка Нильс Карлсон», герои которого — дети, страдающие от болезней, одиночества или холода. К ним приходили волшебные существа: домовёнок, живая кукла, невидимая сестра или мистический господин Лильонкваст. Все эти персонажи обладают явными признаками того, что они — плод детского воображения.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА