Общество
Волонтёр-наставник Олеся Бычкова: «Мы делаем детей счастливее»
Олеся стала наставницей ребенка из детского дома весной прошлого года.
Волонтёр Центра социально-психологической поддержки «Все свои!» Олеся Бычкова в прошлом году стала наставницей для мальчика из детского дома. Перед этим она прошла обучение по программе «Психология сиротства. Основы наставничества». Мы поговорили с Олесей о том, как меняется ребёнок, у которого есть наставник, и о значимости такой деятельности для нее.
– Олеся, расскажите, кто такой наставник? Чем он занимается?
– Наставником может стать любой взрослый человек. Он приходит в детский дом к конкретному ребенку. Наставники и дети общаются, гуляют, разговаривают, играют и делятся опытом. В общем, дружат. Это позволяет ребенку ощутить, что он кому-то важен и нужен. Наставники помогают поверить в себя, поддерживают и учат строить доверительные отношения. Не всегда контакт налаживается быстро. Но со временем дети подпускают к себе нового человека, раскрываются и, как отмечают воспитатели, даже начинают вести себя лучше и учиться.
– Почему вы решили стать волонтёром-наставником? Как к этому пришли?
– Я все еще размышляю над этим вопросом. Будучи подростком, я с другими ребятами проводила различные концерты в детских домах. Видела, как там живут подопечные. У меня возникала такая мысль, что дети после школы всегда хотят отдохнуть, а у ребят из детского дома даже нет места, где они могут побыть наедине с собой. У меня есть родственник, которого взяли из детского дома, но это долгое время оставалось тайной. Думаю, что это тоже повлияло на мой выбор.
Примерно три года назад я узнала о наставничестве. Я какое-то время наблюдала за тем, что происходит в Центре «Все свои!» и однажды решила принять участие в тренинге «Психология сиротства. Основы наставничества». И так все завертелось.
В наставничестве все условия общения с ребенком обговариваются заранее. Это делает наше общение больше похожим на дружбу. Но при этом я действительно делаю своего подопечного счастливее.
– Расскажите, как развивались ваши взаимоотношения с подопечным?
– C первых встреч мы нашли общий язык. Я хотела, чтобы Дима отвлекся от повседневных забот и мы могли больше проводить времени вместе. После наших первых прогулок-походов мы с Димой сходили с «Красноярским хайкингом» один раз. Мне казалось, что мероприятия клуба помогут Диме расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми, он почувствует мою поддержку. Для Димы было необычно и немного страшно задавать вопросы, поэтому это делала я. Мы посещали знаковые места в окрестностях города, а Дима даже вспоминал, что когда-то он уже был на Столбах.
– Как сотрудники детского дома относятся к тому, что у Димы появился наставник?
– Воспитатель рассказала мне про подопечного, дала советы, как найти к нему подход. Также воспитатели спрашивали, почему я решила стать наставником, чтобы убедиться в том, что мне это действительно нужно. Не так давно произошла одна ситуация. Воспитатели не могли связаться с Димой, так как он сменил номер телефона и забыл их предупредить. Они попросили меня помочь. Но я знала его новый номер и смогла убедиться, что с ним все хорошо. Недавно ему исполнилось 18 лет, и теперь он пытается проявить себя взрослым. Но ему еще нужно осознать, что теперь он несет ответственность за свои поступки и действия.
– Какие изменения вы заметили в Диме после того, как начали с ним общаться?
– Я постоянно поддерживаю его, демонстрирую уверенность в своих действиях. И вижу, что благодаря нашему общению он тоже меняется. Я помогаю ему проживать трудные ситуации. Летом он сам поступил в школу с физико-математическим направлением. Это было важно для него. А недавно я узнала, что Диму обратно перевели в старую школу. Скорее всего, руководители школы, педагоги и воспитатели увидели, что он не справляется с учебной программой. Возникли опасения, что он не сдаст успешно ЕГЭ и поэтому не сможет поступить в среднеспециальное или высшее учебное учреждение.
Я поддержала его в этой ситуации. И он принял мою помощь. Координатор волонтёров-наставников Руслан Эрежеев, сотрудник Центра «Все свои!» отметил, что благодаря мне Диме стало легче справиться с этой ситуацией. Мне важно, чтобы ребенок не чувствовал себя изолированным и знал, что всегда есть кто-то, с кем он может общаться и поделиться своими переживаниями.
Любой наставник становится значимым для ребенка из детского дома и помогает ему выйти в большой мир. Ведь став взрослым, он так же, как и большинство, женится, выходит замуж, становится полноценным членом общества. И ему важно чувствовать свою значимость и любовь, как и всем остальным детям.
– Какие качества важны для наставника?
– Думаю, что нужна уверенность в себе. Независимо от того, что может произойти, нам важно знать, как реагировать во всех ситуациях и не бояться принимать решения. И если что-то идет не по плану, то это не повод сомневаться в себе.
– Какие советы дадите человеку, который планирует стать волонтёром-наставником?
– Рекомендую принять участие в волонтерских мероприятиях и тренинге «Психология сиротства. Основы наставничества» Центра «Все свои!», она поможет ответить на вопрос: стать наставником или нет. Есть люди, которые хотят стать наставниками, но испытывают опасения, боятся лишних трат, обязательств. Тут важны не деньги, человек должен почувствовать внутри себя любовь и принятие. Если сидеть дома и наблюдать со стороны, как я когда-то, то можно упустить ценные возможности. Не откладывайте всё важное на потом и всё получится!
– Как стать наставником?
– Нужно заполнить анкету на сайте Центра «Все свои!». Психолог Центра свяжется, пригласит и всё расскажет подробнее.
Акцент:
Проект «Наставничество» поддержан грантовой программой «Партнерство» краевого центра поддержки общественных инициатив.