Новости

Прокатиться с ветерком

Прокатиться с ветерком

Полвека насчитывает героическая страница истории Енисейского флота. Она была открыта в далеком 1960 году с появлением на Енисее необычного для того времени крылатого судна.

Сейчас даже странно, но когда-то бытовало мнение, что на Енисее с его многочисленными засемафоренными участками, односторонними для движения перекатами, порогами и шиверами, неожиданными туманами и невозможностью стать на якорь в любом месте реки невозможно существовать скоростному движению. Считалось, что для этого нет обустроенных на линии пристаней. Остряки на флоте шутили: “Какова будет траектория полета капитана, если ракета с полного хода сядет на Кобылью косу? Долетит до Красноярска или нет?”.

Но нашлись на Енисее люди, которые поверили в успех идеи. Это прежде всего И.М. Назаров — начальник пароходства, который дал отмашку на проведение опытных рейсов. Пионерами стали капитан В.И. Солдатов и механик Г.Д. Артюх, а первым всегда труднее. Тандем Солдатов — Артюх как нельзя лучше подходил для решения поставленной задачи. Опыт эксплуатации теплохода “Ракета 7” в первую навигацию 1960 года убедил всех, в том числе и Министерство речного флота, что на Енисее скоростной флот работать будет. И вот уже 50 лет существует он на могучей реке.

Почетной и престижной была работа на скоростных судах — туда запросились многие к тому времени известные на Енисее капитаны. Прельщало постоянное проживание дома с семьей, отсутствие ночных вахт. Капитан всегда оказывался на виду у пассажиров и руководства пароходства. Пробовали свои силы на этих судах И.В. Дементьев, М.И. Платунов, В.П. Удович, А.А. Лопардин и др. Однако их хватило ненадолго: ушли капитанами на пассажирские дизельэлектроходы, капитанами-наставниками, на береговую работу. А работать было действительно трудно, особенно на линии Красноярск — Енисейск — Красноярск. Каждый день в рейсе. “У некоторых командиров из ушей кровь шла”, — вспоминает то время капитан-механик теплохода “Ракета 42” В.И. Похабов. Выстояли люди особого склада: С.И. Богемский, Е.М. Целищев, Т.Д. Кобяков, И.Г. Грибанов, В.А. Старченко, В.С. Степанов, Л.С. Дронов. А.В. Гаас, В.С. Худяков, В.Г. Хлунов и многие другие. Особую роль в развитии скоростного движения на Красноярском водохранилище сыграл капитан-механик А.А. Агапов. Анатолий Андреевич хороший наставник. Он воспитал десятки классных командиров скоростных судов, талантливый изобретатель — сам внедрил не одну рационализацию: трапы для посадки и высадки пассажиров на водохранилище, новую технологию изготовления гребных винтов для теплоходов “Восход”, плавание в ночное время на Красноярском водохранилище и многое другое. И сегодня новое поколение командиров скоростных судов решает проблему перевозок пассажиров, используя накопленный опыт, ставший уже историей Енисея.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА