Новости

С гранатой под банк

С гранатой под банк

Финансового защитника России уже забросали жалобами

Чуть больше месяца в стране работает новый омбудсмен (народный заступник), чья задача — решать в досудебном порядке споры между банками и их клиентами, не превышающие сумму претензии в 300 тысяч рублей. Имя этого отважного человека — депутат Госдумы Павел Медведев, а выдвинула его Ассоциация российских банков (АРБ). Правда, в положении о действиях финансового защитника есть существенная оговорка: он будет рассматривать претензии только к тем банкам, которые добровольно согласились исполнять решения омбудсмена.

В заветный список вошли главным образом иностранные кредитные учреждения — Юниаструмбанк, Райффайзенбанк, “Хоум Кредит”, Джи Мани Банк и ОТП-банк. Из отечественных игроков в проекте значится лишь “Траст”. В АРБ надеются, что список кредитных организаций еще пополнится — не только за счет банков, но и за счет микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов, которые также при желании могут включиться в проект. Всего же принимать жалобы на себя согласились всего десять участников рынка. Ни один крупный банк России не заметил — или сделал вид, что не заметил, — как между денежными магнатами и рядовыми гражданами появился третейский судья.

Работать омбудсменом Медведев будет на общественных началах, поскольку как депутат он не может зарабатывать на иной деятельности. “Я берусь за очень рискованное дело, — говорит он. — Идея прекрасная, и если я потеряю доверие, идея погибнет”. А доверие клиентов действительно придется завоевывать, учитывая, что финансировать работу аппарата будут сами банки.

Впрочем и названные выше банки, наверное, уже жалеют, что связались с омбудсменом. Ведь на этом рынке любое негативное упоминание может не только отпугнуть клиента, но и вообще переворошить финансовый пул региона или даже государства, как это, собственно, и произошло в Штатах осенью 2008-го. Вот каковы первые итоги работы денежного защитника Павла Медведева: за первые полмесяца его деятельности в аппарат омбудсмена поступило больше сотни обращений. Больше всего жалуются клиенты розничных банков “Русский стандарт” и “Хоум Кредит”. В основном люди просят омбудсмена помочь с реструктуризацией задолженности и отменой штрафов и пеней, но пока ни одно дело еще не доведено до своего логического завершения. Рано, наверное. Медведев и раньше принимал обращения населения как член профильного комитета Госдумы, но с начала месяца их поток резко увеличился, при этом письма с жалобами на банки приходят не только в аппарат омбудсмена, но и непосредственно в Госдуму. “Через мое бюро получено приблизительно 80 писем, 35 звонков, 20 писем пришло в Думу”, — рассказал Павел Медведев на пресс-конференции.

Больше всего заявлений в аппарат омбудсмена поступило от клиентов “Хоум Кредита” ― около 30. На втором месте по числу жалоб — банк “Русский стандарт”: 20 писем. Остальные банки ― Сбербанк, Райффайзенбанк, Промсвязьбанк и другие ― далеко отстали от двух лидеров по числу жалоб. Тут надо пояснить, что даже если финансисты и отказались работать с защитником прав клиентов, сами обиженные этого, как правило, не знают и пишут, пишут, пишут. Или звонят.

Юридически должность омбудсмена в российском законодательстве не закреплена, ее создание является только инициативой Ассоциации российских банков. Соответственно, банки принимают его решения добровольно. Некоторые из них заявили, что будут уважать полномочия финансового примирителя, как официально именуют омбудсмена, другие продолжают его игнорировать.

Но аппарат омбудсмена не слишком беспокоится, что банк не подписывал соглашение о добровольном исполнении решений примирителя. “Сейчас мы собираем жалобы, и не важно, подписывал банк с нами соглашение или нет, — говорит Антон Косарев, ведущий юрист секретариата финансового омбудсмена.— Павел Алексеевич будет обращаться в банки вне зависимости от этого. Большую роль здесь будет играть добрая воля финансового института, его желание идти навстречу”.

Просьбы, которые поступили в аппарат омбудсмена, касаются в основном пролонгации кредитного договора, реструктуризации и частичного списания процентов. Медведеву в Думу приходят и другие жалобы, связанные с возвратом советских вкладов в Сбербанке. “Приходится объяснять, что дела, связанные с советскими вкладами, не имеют к Сбербанку никакого отношения, это долг не финансового института, а государства,— говорит Павел Медведев. — Правда, в отличие от того, что было 5—10 лет назад, такого рода жалоб стало мало. Раньше их была половина от общего числа”.

Решения своей проблемы у омбудсмена придется ждать почти месяц, если банк находится в Москве и Московской области, а если он зарегистрирован в других регионах страны, срок ожидания растягивается на три месяца. Пока авторов практически всех заявок, поступивших к омбудсмену, просят для начала обратиться непосредственно в банк. Если вопрос не решится, переговоры начнет вести омбудсмен. Многие присылают жалобы, находясь в стадии судебных разбирательств с банком. Таким клиентам финансовый примиритель помогать уже не будет.

Перспективы у аппарата финансового примирителя просто широчайшие. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), число россиян, которые “не считают возврат кредита преступлением”, выросло по сравнению с прошлым годом: если в ноябре — мае 2009 года оно варьировалось в пределах 13 процентов, то к сентябрю 2010-го достигло уже девятнадцати.

Комментируя этот факт, омбудсмен Павел Медведев заявил, что по российскому законодательству невозврат кредита действительно не является преступлением до тех пор, пока не сопровождается жульничеством. По словам Медведева, на текущий момент не больше 10 процентов россиян часто не возвращают кредит по причине разгильдяйства, из них пять процентов имеют “тяжелую” просрочку, когда кредиты не возвращают по звонку банка.

Любопытно, что буквально на днях в России появился еще один омбудсмен — инвестиционный. Первым в стране официальным защитником прав инвесторов в споре с чиновниками стал видный государственный деятель, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Директор одной из московских инвестиционных компаний Александр Михеев считает, что это правильно: “Наличие человека, который может разговаривать с чиновничьим аппаратом, причем сверху, из правительства, чего-то да стоит, — поясняет он.— Во-первых, надо показать иностранным инвесторам, что государство готово защищать их интересы на очень высоком уровне. Во-вторых, продемонстрировать желание создать единый центр, способный реагировать на запросы инвесторов. Что очень важно, так как именно наличие сложных бюрократических схем и проволочек является одной из постоянных претензий иностранных бизнесменов”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА