Стадион
«Сёмин сказал: либо доказывай, либо заканчивай». Форвард хоккейного клуба «Сокол» Илья Скворцов о битве за плей-офф, американском опыте и главных болельщиках
Текущий сезон для хоккеиста является рекордным.
До конца регулярного чемпионата ВХЛ осталось восемь игр, а «крылатые» пока не в зоне плей-офф. От 16-го места на утро четверга их отделяли три очка при матче в запасе. Однако для Ильи Скворцова этот сезон рекордный. В 46 встречах он набрал 38 очков, это уже на 15 больше, чем его прежний карьерный рекорд в прошлой регулярке. Статистика Ильи выглядит ещё более удивительней, если вспомнить, что пару сезонов назад он и вовсе обошёлся без баллов за результативность в 25 играх регулярного чемпионата и плей-офф. Сейчас же Скворцов — ассистент капитана команды и один из определяющих атакующих игроков красноярцев.
Всё в наших руках
— У «Сокола» ситуация без права на ошибку, но в последней гостевой серии вы выиграли только одну игру, а в трёх уступили, пусть и в двух в овертаймах. Что не получилось?
— В первую очередь, не получилось добиться нужного нам результата. Где-то не хватило терпения и концентрации. С АКМ и «Звездой» мы вели в счёте, но позволяли сопернику отыграться. А с «Югрой» бросили все силы для победы, но, видимо, их в итоге и не хватило. Сама по себе серия тяжёлая. Практически все оппоненты идут вверху таблицы.
— Сказались ли длительные перелёты? Сначала вы провели два матча в западной части страны, а потом Тюмень и Ханты-Мансийск.
— На перелётах я бы не стал акцентировать внимание. Все, кто играют в ВХЛ, привыкли к такой логистике.
— «Звезде» и АКМ проиграли в овертаймах. Таких поражений — в дополнительное время или по буллитам — у вас уже четыре подряд. Да и вообще по чемпионату статистика отрицательная, а ведь в прошлом году именно овертаймы были вашим козырем и в регулярке, и в плей-офф.
— Я бы вообще не стал сравнивать прошлый сезон и нынешний. В хоккее не бывает одинаковых чемпионатов, а у нас к тому же большая часть команды поменялась, другой тренерский штаб. Поражения всегда неприятны, когда бы ты ни проиграл: в основное время, в овертайме или по буллитам. Другое дело, что из каждого нужно выносить правильную для себя информацию. В прошедших встречах уже ничего не изменить, впереди домашняя серия, потом заключительная в регулярке гостевая. И в этих восьми поединках мы должны сделать всё возможное, и даже больше, чтобы добиться результата, который нам позволит попасть в плей-офф.
— Первый матч с «Челнами», этот клуб идёт на последнем месте. Наверное, такие соперники наиболее опасны в плане недооценки.
— Для нас сейчас вообще не может быть таких рассуждений, что тот соперник сильнее, а этот слабее. Нам нельзя терять очки, надо выигрывать, независимо от того, кто на противоположной половине площадки.
— Моё мнение: этот сезон нельзя назвать провальным. Если взять всю историю выступления «Сокола» в ВХЛ, то большинство чемпионатов так и проходили в тяжёлой борьбе за плей-офф, а серебряный сезон выбивается из этого ряда. Сейчас тебе не кажется, что всё происходящее в прошлом сезоне было похоже на сказку?
— Не кажется. Если бы мы жили в сказке, то можно было не тренироваться, не превозмогать себя, а просто сидеть и ждать, когда мы чудесным образом попадём в плей-офф, а потом выйдем в финал. Был другой состав, более опытный, в этом сезоне у нас много ребят молодых, и им нужно время, чтобы себя раскрыть.
— Называя серебро сказкой, ни в коем случае не хочу принизить вашу работу, но ведь оно действительно получилось фантастическим. Особенно учитывая, что было до него и что происходит сейчас.
— Было и было. Конечно, эти эмоции останутся с нами навсегда. Мы добились классного результата, порадовали болельщиков, сами кайфовали, но в хоккее нельзя жить прошлым ни в коем случае. Каждый новый сезон — это новый вызов, и сейчас перед нами стоит конкретная задача, к которой мы все стремимся. Борьба за плей-офф будет до последнего тура. Если сейчас посмотреть в таблицу, всё очень плотно. Выиграл пару матчей — и вот ты уже в числе первых 16. У меня был похожий сезон в «Южном Урале», тогда вообще шансов не так много было, но в концовке мы выдали победную серию и в итоге ворвались в зону плей-офф. Не нужно заранее отчаиваться. Всё по-прежнему в наших руках.
Мурашки побежали
— Понятно, что лучше попасть в матчи на вылет досрочно и планомерно к ним готовиться, но, считаю, что, в принципе, в ВХЛ именно по уровню игры, а не по бюджетам примерно все равны. И прошлый сезон доказал, что выигрыш регулярного чемпионата никак не страхует от вылета в первом раунде.
— Да. Главное — туда попасть. Плюс от того, что финишируешь вверху таблицы — начинаешь серию дома и в случае седьмой игры проводишь её перед своими болельщиками. А так в плей-офф совсем другой хоккей. В регулярке соперники идут один за одним, досконально подготовиться к ним тяжело. Здесь же вы играете друг с другом подряд минимум четыре матча. По сути, очень скоро вы уже узнаёте козыри и слабости друг друга, а побеждает зачастую тот, у кого крепче характер и осталось больше сил. Ну и в плей-офф совершенно иной уровень концентрации и мотивации, и вот для нас матчи на вылет начались досрочно, мы должны показать свой максимум и даже больше уже сейчас.
— Каково было играть в прошлом сезоне перед полными трибунами?
— Когда впервые арена заполнилась, нам об этом сказали перед игрой, но я не поверил. А когда вышли на лёд, увидел столько народу, и мурашки побежали. Эмоции непередаваемые.
— Экс-капитан «Сокола» Константин Майоров рассказывал, что прошлой весной его стали узнавать на улицах, а ты ощутил возросшую популярность?
— Тоже стали узнавать. Гуляем с женой, люди подходят, желают удачи. И сейчас, в преддверии этой домашней серии, очень хочется, чтобы пришло больше людей, чем обычно по сезону. Поддержка болельщиков очень важна и для меня, и для всех ребят, она реально окрыляет и помогает перевернуть даже самые безнадёжные матчи.
— Те, кто ходил на «Сокол» до серебряного сезона, ходят и сейчас. Но их не так много. А пришедшим только на плей-офф нужны победы и борьба за чемпионство, а не попытки попасть в плей-офф в концовке регулярки.
— Соглашусь. В принципе многих знаю в лицо, они на каждом матче. А на плей-офф в прошлом сезоне, когда стало понятно, что мы способны на многое, стали ходить и болельщики других клубов из разных видов спорта, и просто люди, ранее не интересовавшиеся хоккеем, но желающие окунуться в эту фантастическую атмосферу. Да даже у меня есть знакомые, которые в принципе ходят только на плей-офф. В регулярке матчей много, большинство из них проходят в будни в не самое удобное время, многие или на работе, или только после неё, а ведь надо ещё до стадиона добраться. А плей-офф — другое дело, здесь каждый матч решающий и каждый — как последний.
— У «Сокола» сезон сложный, а вот у тебя по статистике — лучший в карьере. Ты уже набрал на 15 очков больше, чем прежний рекорд в регулярке. Что изменилось в твоей игре, откуда такой прогресс?
— Да, в принципе, ничего кардинально не изменилось. Делаю то, что и ранее. Думаю, причина в том, что мы в одном звене с братьями Кожуховыми играем уже третий год. У Юры и Ильи тоже лучший сезон по очкам. Мы уже прекрасно понимаем друг друга, порой на интуитивном уровне. В большинстве опять же чаще выходим, чем раньше. Думаю, что если бы не провели столько времени в одной тройке, то и наши личные показатели не были бы такими. Нам комфортно друг с другом и на льду, и вне хоккея. Это тоже играет свою роль.
— В сезоне 2021/22 ты не набрал ни одного очка и подвергся жёсткой критике болельщиков. Многие писали, что Скворцова держат в команде только потому, что он племянник нового президента клуба Александра Сёмина. Получается, что и в прошлом сезоне, и в этом ты ответил всем, кто был тобой недоволен.
— У меня не было цели кому-то отвечать. Люди пишут и говорят своё мнение, имеют право. Каждого не переубедишь. Тот сезон действительно получился плохим. Я сам понимал, что такой результат никуда не годится, и был главным критиком самому себе. А что касается родственных связей… Именно Александр Валерьевич перед прошлым сезоном сказал, что это мой последний шанс в принципе остаться в хоккее, поэтому никаких протекций от него. Сыграл бы опять плохо, меня бы в «Соколе» не было. Но считаю, что, возможно, без того неудачного сезона не было бы и следующего серебряного, и нынешнего — хорошего в плане личной статистики.
Китай и США
— В твоей карьере был китайский «Ценг Тоу». Как так получилось и чем вспоминается этот период?
— Я только вернулся из Америки, сезон закончил в «Соколе», а потом появился вариант с «Ценг Тоу». Посчитал, что это интересный опыт. Что могу сказать: играть там было непривычно. На домашние матчи приходило очень мало народу. Да и те, как я полагаю, не особо разбирались в происходящем. Улыбались, флажками махали. Ну а самое сложное — это перелёты. После того, как налетался с «Ценг Тоу», меня уже ничем не испугать в этом плане.
— Что касается заокеанского этапа карьеры. Жалеешь о том, что не удалось зацепиться в США и попытаться пробиться в НХЛ?
— Я вообще не привык в жизни о чём-то жалеть. Всё воспринимаю прежде всего как полезный для себя опыт, который поможет в будущем. Начинал в Красноярске, потом были Тюмень и Ярославль. Именно из «Локо» попал в сборную своего возраста. А из неё многие ребята в Америку уехали, чтобы испытать себя и как раз уцепиться за этот шанс. Что касается меня, то я не особо и горел улетать в США. Одним из последних решился, некоторые к тому времени попробовали и вернулись. Поначалу будто в другой мир попал, я же языка совсем не знал, везде ходил с гугл-переводчиком. Но постепенно стал делать успехи в английском. Если ты находишься в другой языковой среде, рано или поздно заговоришь. К тому же ребята очень доброжелательно относились. Сдружился с испанцем, с ним вместе и сидели над английским. А потом литовец к нам в команду приехал, можно уже было и по-русски пообщаться. Что касается хоккея, то очень повезло мне пересечься со знаковым для НХЛ игроком — Китом Примо. От него многое почерпнул, какие-то приёмы он мне показал. Также опыт игры на маленьких площадках пошёл во благо, в России же таких ещё не было. Пространства меньше, нужно пытаться принимать решения гораздо быстрее.
— Что больше всего в США тебя удивило?
— Меня поселили в семью. И где-то на второй день за ужином последовал вопрос: «Это правда, что в Сибири медведи по улицам ходят?» Что мне оставалось ответить, сказал: «Правда». Хотя минувшая осень показала, что я не так уж и шутил. А так в плане быта особых удивлений не было, человек, тем более в молодом возрасте, быстро ко всему привыкает.
Надежда на КХЛ
— У тебя же помимо серебра ВХЛ есть в копилке трофей — Кубок Федерации с «Красноярскими Рысями». Как вспоминается тот опыт?
— Сезон закончился, предложили сыграть за «Рысей», согласился. В принципе было понятно, что у нас самая сильная команда. Особых эмоций от кубка не испытал. Хотя был доволен, конечно. Но по значимости восприятия любая победа в плей-офф, да, наверное, и в регулярке ВХЛ, доставляет гораздо больше радости.
— Можешь выделить наиболее эмоциональный матч в своей карьере?
— Пожалуй, не буду оригинальничать и назову матч с «Рубином» в прошлогоднем плей-офф. Где мы добыли победу в третьем овертайме. Я как раз на смену поехал, когда Женя Астанков ковырнул на пятак Косте Майорову, и тот забил. Что сказать, эмоции и вправду переполняли. Многие ребята очень устали, а вот у меня второе дыхание открылось, ещё бы поиграл. Вот на следующий день тяжеловато было снова на лёд выходить, хотя спал после той победы как убитый.
— Смотришь хоккей или тебе хватает своих тренировок и матчей?
— Не скажу, чтобы прямо много смотрел, но, бывает, включаю. Слежу в КХЛ за нижегородским «Торпедо», нравится их игра, за московским «Динамо». Просматриваю хайлайты НХЛ. Также люблю теннис. Вот на днях болел за Даниила Медведева в финале Australian Open. К сожалению, он проиграл. Могу американский футбол глянуть иногда. Но вообще свободное время предпочитаю проводить на природе. Ездим с женой к родственникам в деревню. Там хорошо.
— Кто твой главный болельщик?
— Родители, жена, бабушка с дедушкой, но, наверное, главный болельщик всё-таки дед. Он же и на матчах работает, бывает взглянет на меня так, что всё становится понятно без слов. Он мой главный критик. Именно дедушка поставил меня на коньки в три года, можно сказать, отправил по хоккейному пути.
— Ты летом женился. Слышал мнения, что сезон после этого потерян. А у тебя, судя по очкам, другой случай.
— Мне, наоборот, говорили, что надо быстрее жениться. На самом деле свадьба ничего не глобально не поменяла, мы прекрасно жили до неё, а сейчас так же любим и уважаем друг друга. Хотя есть изменения, собаку вот завели. Теперь надо над детьми работать.
— Ты говорил, что лучшие хоккеисты планеты сейчас Александр Овечкин и Никита Кучеров. Это из патриотических соображений или реально так считаешь?
— Считаю. Я слежу за «Тампой» и вижу, что творит Кучеров, невероятный мастер. А что касается Овечкина. Александр — великий игрок. Все сейчас следят за его погоней за рекордом Уэйна Гретцки, так вот значимость Овечкина хотя бы в том, что он в принципе на этот рекорд претендует. До него и рядом никого не было. Этот сезон у Овечкина не заладился. Но, думаю, он всё-таки обгонит Гретцки, не закончит, пока не закроет эту задачу. По крайней мере, я от души ему желаю стать рекордсменом. Лично же с Александром знаком, хотя сомневаюсь, помнит ли он меня. Первый раз увиделись в 2008 году, он сюда после победного ЧМ с Сёминым приезжал отдохнуть. Я тогда пацаном совсем был. Ещё пересекались на прощальном матче Александра Валерьевича.
— Там, кроме Овечкина, хватало знаменитых и даже уникальных хоккеистов, какие они в обычном общении?
— Хорошие и простые ребята. Тёплая атмосфера была. Много шуток, приколов, но всё по-душевному. Интересно было принять участие в таком празднике. Очень приятно и комфортно себя чувствовал в раздевалке рядом с легендами.
— Ты рад, что к сегодняшнему дню всё сложилось именно так в твоей карьере?
— Знаешь, в детстве мечтал о НХЛ, я думаю, практически все мальчишки, занимающиеся хоккеем, об этом грезят. А сейчас мне бы, конечно, очень хотелось попробовать себя в КХЛ, но это не мечта даже, а скорее надежда, что ли. Я понимаю, должен играть гораздо лучше, прибавлять, чтобы на меня обратили внимание и дали шанс. Но что касается дня сегодняшнего, то я очень рад играть за «Сокол». Вообще, это большое везение — выступать за клуб именно из родного города, где всё знакомо, где рядом родственники и близкие друзья. Поэтому жаловаться мне не на что, я более чем доволен.
— А что бы ты выбрал: выиграть в ВХЛ с «Соколом» или получить шанс в КХЛ?
— Сначала выиграть ВХЛ с родной командой, а потом уже сыграть в КХЛ, но тоже с «Соколом».
Досье
Илья Скворцов, хоккеист, нападающий
Дата и место рождения: 14 сентября 1996 года, Красноярск.
Карьера: хоккеем начал заниматься в родном городе, затем уехал в Тюмень, а после — в Ярославль в школу «Локомотива».В МХЛ играл за «Локо», на взрослом уровне дебютировал в «Соколе» в сезоне 2014/15. Также выступал за «Филадельфию Революшн» (США), «Уичито-Фолс Уайлд Кэтс» (США), «Ценг Тоу» (Китай) «Южный Урал» (Орск), вернулся в «Сокол» в сезоне 2021/22.
Достижения: серебряный призёр чемпионата ВХЛ с «Соколом», обладатель Кубка Федерации с «Красноярскими Рысями».