Проспект культуры

«Поклонники пока не отпускают меня со сцены». Художественный руководитель балетной труппы Анна Жарова рассказала о своём творческом пути

Анна Жарова в этом году отметила 45-летний юбилей.

«Поклонники пока не отпускают меня со сцены». Художественный руководитель балетной труппы Анна Жарова рассказала о своём творческом пути
Анна Жарова. Фото: Евгений Корюкин

Настоящими актёрами становятся творческие люди с характером. Так считает Анна Жарова. В январе она отметила 45-летний юбилей. Этой дате была посвящена встреча с учащимися детских балетных и спортивных коллективов, которая прошла в Красноярском театре оперы и балета. Художественный руководитель балетной труппы ответила на вопросы ребят, рассказала своем творческом пути.

— Анна Александровна, с чего всё начиналось? Почему вы выбрали именно балет, а не художественную гимнастику, какие-то другие эстетические виды спорта? Так сложилось случайно или вы сознательно к этому шли? Может, родители за вас выбрали?

— На самом деле до пяти лет в моей жизни были и фигурное катание, и гимнастика, и бальные танцы. Везде понемножку занималась, и всюду педагоги пророчили мне большой успех. Но судьба моя решилась несколько позже, когда мама, которая, кстати, сама мечтала быть балериной в детстве, привела меня на «Щелкунчика» в Новосибирский театр оперы и балета, и на сцене появилась Фея Драже. Этот момент стал судьбоносным. Я увидела фантастическую артистку, спросила: «Мама, кто это?» — «Это прима-балерина». Тогда значение этого слова мне было непонятно, но я сказала, что тоже стану примой-балериной. С тех пор всё было подчинено достижению этой цели.

— Какими качествами должен обладать ребёнок в тот момент, когда его приводят заниматься балетом? Как можно определить заранее, будет ли он успешным в этом виде искусства?

— Мы понимаем, что наша профессия, конечно, напрямую связана с максимально хорошими физическими данными. Шаг, прыжок, внешность, стопа, выворотность. Очень много составляющих, которые необходимы артисту балета для того, чтобы добиться успеха. Но я всегда считала, считаю и буду считать, что настоящими артистами, звёздами становятся те, у кого есть характер. Артист балета — это характер, который обязательно должен быть рабочим. Нужно невероятное трудолюбие, целеустремлённость, самодисциплина, стрессоустойчивость. Почему стрессоустойчивость? Приведу пример. Когда я уже была артисткой балета, Эдвард Лянг ставил у нас спектакль «Шёпот в темноте». Его готовили три ведущие пары почти месяц. И вот на последнем прогоне ведущая балерина, которая танцевала соло, ломает ногу — очень частая история в нашей профессии. Мне звонит Игорь Анатольевич Зеленский, на тот момент руководитель балетной труппы, и говорит, что необходимо выучить спектакль за пять часов. Это даже не классический балет, а новая постановка с современной пластикой. Огромная ответственность! Причём спектакль шёл почти в полной темноте, фактически я не могла даже подсмотреть движения у других танцоров. В результате успех был оглушительный, но был такой невероятный стресс… Умение собраться, быть здесь и сейчас, отбрасывать любые эмоциональные моменты, страх, панику — вот это неотъемлемая часть нашей профессии.

Только вперед!

Фото: Елена Коновалова

— Вам когда-нибудь хотелось всё бросить? Бывали какие-то разочарования? Когда наступает кризисный момент, что вы делаете?

— Наша профессия очень сложная. Это про самопожертвование, про самоотречение. Вот в молодости хотелось на дискотеку пойти, но на следующий день репетиции. Конечно, это ограничения — лишний раз сладкого не съешь, пироженку нельзя… Ты постоянно контролируешь себя, и, естественно, когда я училась, то очень хотелось и всё бросить, в том числе из-за травм, усталости, совмещения общего и специального образования… Всё очень-очень сложно.

Но у меня была цель. Как бы ни было трудно, какие бы травмы ни случались, нужно постоянно идти вперёд. Не можешь идти — ползи, но продолжай двигаться. Это не тот случай, когда можно взять паузу, отдохнуть, подумать. Так в балете не получится, это каждодневный труд. Если ты отдохнёшь два дня, то будешь восстанавливаться четыре. Отдохнёшь неделю — будешь набирать форму две недели. Поэтому я и говорю о невероятной самодисциплине. В каком бы ты ни находился состоянии, ты всё время приходишь к станку и начинаешь каждое утро совершенствовать своё тело, чтобы сегодня быть лучше, чем вчера, хоть на шаг.

— Кто-то думает, что балерины — это воздушные девушки, которые слушают только классическую музыку, читают классическую литературу и вообще живут практически в облаках. Есть ещё мнение, что балет — это очень жестокий мир, где люди сыплют друг другу стекло в пуанты, стирают ноги в кровь. Какой балетный мир на самом деле?

— Балет — это про красоту. Театр для меня всегда был определённым храмом, в который приходишь служить, ведь эта профессия именно про служение людям. Не просто ты вышел для того, чтобы помахать руками, ногами. Мы выступаем как лекари души, вдохновители. К нам на представления приходят люди разных профессий: экономисты, юристы, врачи, педагоги, которые безумно устают на своей работе. Они отправляются в театр за вдохновением, чтобы найти ответы на давно волнующие вопросы. А потом, наполненные хорошим настроением, возвращаются на свои рабочие места. Учителя — к своим ученикам, доктора — к пациентам, с тем запасом добра и энергии, который мы отдаём им со сцены. Наша профессия — это очень глубокая, философская история, и к ней нужно подходить именно с этой точки зрения.

Не сложилось, не получилось

— Что значит для вас балет? Как вы его чувствуете, как к нему относитесь?

— Балет — это моя судьба, моё призвание. Это символ нашей страны. Русский балет всегда был, есть и будет, и мне бы хотелось сохранять и приумножать наследие этой школы.

— В этой профессии неизбежны травмы?

— Если говорить откровенно, травмы — неотъемлемая часть нашей профессии, и нужно быть к ним готовым. Тут дело в том, как мы к этому относимся. Не нужно бояться, это естественно, как и у всех, кто занимается разными видами спорта. Это тоже про характер, умение терпеть. Конечно, очень хочется, чтобы в труппе было как можно больше артистов, чтобы никому не приходилось выходить на сцену с температурой, чтобы артисты были взаимозаменяемы…

— Что в вашей балетной карьере для вас наиболее значимо? Может быть, конкретная награда, или самые престижные гастроли, или партия, о которой мечтали всю жизнь?

— К сожалению, моя любимая партия, о которой я мечтала, не случилась как раз из-за травмы. Я репетировала в спектакле «Ромео и Джульетта». Всегда мечтала станцевать Джульетту, но во время репетиции порвала икроножную мышцу. Разрыв был очень тяжёлый, и врачи советовали сшивать. Я месяц проходила на костылях, потом с палочкой — потихонечку восстанавливалась. Так что с Джульеттой не сложилось, ну да и бог с ней, зато сложилось со многим другим.

— Почему после восстановления вы так и не станцевали её?

— К сожалению, не пришлось, не сложилось, не случилось. В жизни не всё зависит от нас, от наших желаний, и это тоже нужно понимать. Но мы всегда оказываемся в том месте, где мы должны быть. Мы идём своим путём и проходим через какие-то испытания, которые нам предначертаны. Нельзя забывать, что многое зависит от нас, от нашего выбора. Но есть вещи, которые нам неподвластны.

Определенные слова

— Некоторые артисты заканчивают карьеру, например, в 30 лет. А есть те, кто танцует до очень зрелого возраста. От чего зависит «балетный век»?

— Сила воли плюс характер. Находятся люди, которые с удовольствием напоминают о моём возрасте, а иногда даже говорят откровенно, что пора бы заканчивать карьеру. Но для меня главные судьи — это мои зрители, многочисленные поклонники, которые пока не отпускают меня со сцены. Я просто не могу обмануть их ожидания.

— Как вы себя настраиваете перед спектаклем? Есть ли специальные ритуалы?

— Я очень собранна, стараюсь ни с кем не вступать в контакт. Также у меня есть определённые слова, которые я всегда произношу перед тем, как выйти на сцену.

Досье

Фото: Елена Коновалова

Анна ЖАРОВА, народная артистка России, художественный руководитель балетной труппы театра.

Дата рождения: 18 января 1979 года.

Образование: Новосибирское государственное хореографическое училище (1997 год, класс заслуженной артистки РФ Т. К. Капустиной). Сибирский институт управления, 2014 год.

Работа: в труппе Новосибирского театра оперы и балета с 1997 года.

В 2013 году открыла авторскую школу балета Анны Жаровой «Жар-птица».

С мая 2023 года — художественный руководитель балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.

Нюанс

Красноярская публика впервые увидела на сцене Анну Жарову в сентябре прошлого года — в гала-концертах, открывающих 46-й творческий сезон Театра оперы и балета. А в октябре состоялся показ спектакля «Анюта», где артистка сыграла главную роль. «Мечтала об Анюте всегда, но именно тогда, когда уже отпустила это желание, мне неожиданно её предложили, как это нередко бывает, — рассказала Анна в одном из интервью. — Но оно и к лучшему: уверена, что Анюту должна танцевать балерина с богатым жизненным опытом».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА