Новости

Все включено

Все включено

Уникальный опыт этого вуза можно применять и в других учебных заведениях

Термин “инклюзивный” — необычайно распространен в последнее время. О необходимости включения людей с ограниченными возможностями здоровья в “обычную” жизнь говорят многие. Но реально продвигают эту идею в жизнь — единицы.

Уже 15 лет в красноярском торгово-экономическом институте осуществляется проект “Профессия и здоровье”: для ребят, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, здесь созданы особые условия обучения.

Этот институт — единственный вуз Восточной Сибири и Дальнего Востока, который целенаправленно занимается профессиональным образованием детей-инвалидов. В 2002 году заведение получило статус федеральной экспериментальной площадки по развитию образования и социальной поддержки детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию.

— Мы реально помогаем тем ребятам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья не могут после школы продолжить обучение в вузе, тем, кому нужны особые условия, — говорит Владимир Подопригора, проректор по научной работе и инновационной деятельности КГТЭИ, куратор проекта. — В основном мы принимаем студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, различными, в том числе самыми тяжелыми, формами сколиоза. Отмечу: многие улучшают состояние здоровья после окончания нашего вуза. Две девушки даже родили малышей, что очень трудно сделать при этом заболевании.

“Профессия и здоровье” — совместный проект с красноярской школой-интернатом № 1. Вуз сотрудничает с этим учреждением по нескольким направлениям. Преподаватели института ведут подготовительные занятия для старшеклассников, помогают в выборе профессии.

— Свыше 150 наших выпускников получили образование в торгово-экономическом институте, — рассказывает Нелли Потапова, директор школы-интерната № 1. — Получая реабилитацию у нас, многие ребята поступают и в другие вузы. Но только в этом институте принимают детей с особой отягощенностью заболевания.

Ребята могут получить образование по специальностям “финансы и кредит” и “бухгалтерский учет, анализ и аудит”. Эти профессии выбраны неслучайно: в будущем они позволят работать в домашних условиях.

— Лекции ребята посещают вместе с остальными студентами вузов, практические занятия проходят отдельно — в группах, — объясняет Владимир Подопригора. — Совместные лекции позволяют включиться в общий процесс образования, в жизнь института. В случаях, когда возникают проблемы с социализацией, мы подключаем психолога — в любой момент учащиеся могут обратиться к нему за помощью. Мы понимаем, что обучение в вузе — стрессовая ситуация для тех, кто привык находиться в особых условиях.

Учебная неделя у участников проекта немного сокращена. Во время занятий через каждые 30 минут — перерыв для отдыха. В аудиториях — специальные парты, которые регулируются по высоте. Преподаватели отмечают: раньше здесь же находились кушетки, в случае необходимости студенты могли заниматься лежа. Но их убрали. “Ребята не хотят лежать, хотят быть здоровыми, учиться как все”, — говорят сотрудники вуза.

Особое внимание уделяется спортивным занятиям и здоровому образу жизни.

— Со всеми студентами четыре часа в неделю мы занимаемся физкультурой, для ребят, обучающихся в рамках проекта, предусмотрены дополнительные оздоровительные занятия, — рассказывает Михаил Кудрявцев, заведующий кафедрой валеологии КГТЭИ. — Для них открыты секции йоги, ритмической гимнастики, аэробики. Ребята посещают бассейн, сеансы массажа. Важно, что все занятия проходят в комплексе, при этом учитываются особенности состояния здоровья каждого.

Виктория — староста одной из групп третьего курса. Девушка получает образование по специальности “финансы и кредит”.

— Я обучалась в специализированной школе, которая корректировала состояние моего здоровья, — у меня сколиоз, — говорит она. — Мне повезло, что я попала в этот проект, он позволяет не только получить высшее образование, но и не запускать болезнь. У многих ребят — прогрессирующее заболевание, им необходима постоянная поддержка.

Недавно экспериментальную площадку вуза посетила Ольга Карлова, заместитель председателя правительства Красноярского края. Она отметила, что подобные проекты необходимо реализовать и в других высших учебных заведениях нашего региона. Для детей с ограниченными возможностями необходимо создавать условия, в которых они бы смогли получать образование наравне с остальными ребятами. Положительный опыт уже есть. Теперь дело за остальными учебными заведениями…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА