Экономика
Товары из Красноярского края становятся популярны по всему миру. Как государство помогает местным предпринимателям
Продукция из Сибири экспортируется в 54 страны.
В современном мире некоторые известные вещи кардинально меняют своё предназначение. Например, юрты, которые когда-то были крышей над головой для кочевых народов. Сейчас там размещают кафе и даже рестораны. Красноярскому бизнесмену Александру Глушкову пришла в голову ещё более оригинальная идея — оборудовать в юрте баню с парилкой. Предприниматель уже реализовал свой замысел, и его проектом заинтересовались туристические фирмы из ряда стран.
Планы на полвека
Свою компанию «Юрты Сибири» Александр Глушков основал десять лет назад. Всё это время он вместе с коллегами не переставал совершенствовать свои наработки. В частности, предприниматели спроектировали юрты площадью от 150 до 200 квадратных метров. Использовать их можно на базах отдыха и в национальных парках, где запрещено капитальное строительство и возможно разместить только модульные здания.
— Если вдуматься, юрта — это универсальная конструкция, — подчеркнул Александр Глушков. — Заполнить её можно всем, чем хочешь. Именно это свойство мы взяли за основу, когда решили наладить выпуск уникальных бань. В России наша продукция пользуется спросом повсеместно — от Кольского полуострова до Сахалина. Сейчас перед нами стоит цель стать строителями юрт номер один в мире. Думаю, что в течение 50 лет мы её добьёмся.
Руководителя «Юрт Сибири» удивил масштаб помощи, которую их компания получила от центра поддержки экспорта (подразделения центра «Мой бизнес» в Красноярском крае).
— Нам оплатили поездки в Армению и Москву, где мы наладили полезные контакты, — сообщил Александр. — Всем предпринимателям рекомендую обращаться к специалистам центра. Там дадут грамотные консультации. В частности, пояснят, как получить меры поддержки сразу по двум нацпроектам, инициированным президентом, — «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт».
Строители заводов и фабрик
Красноярскую компанию «Рапид Билдинг» в плане сотрудничества с другими странами можно назвать успешной. Ещё в 2016 году она заключила первый международный договор о строительстве в городе Шымкент (Казахстан) фармацевтического завода площадью шесть тысяч квадратных метров из быстровозводимых элементов. Дальше были крупные проекты в Узбекистане, Киргизии и даже в Никарагуа.
— Несмотря на то, что у нас есть опыт международного сотрудничества, мы обратились в краевой центр поддержки экспорта, — рассказал Кирилл Горелов, ведущий менеджер отдела продаж «Рапид Билдинг». — Просто ради интереса. Выяснили, что можем поучаствовать в тематических выставках, которые позволят расширить круг партнёров. Сотрудники центра помогли сформировать пакет документов и собрать демонстрационный стенд для выставок. В итоге в 2020 году в Узбекистане мы познакомились со своими будущими заказчиками, которые предложили контракт на строительство конфетной фабрики.
По словам Кирилла, в странах СНГ не хватает специалистов и материалов для строительства производственных объектов, поэтому российские компании с хорошей репутацией и необходимыми умениями там ценят.
Секреты берёзы
Сейчас во всём мире ломают голову над тем, чем заменить вредные для окружающей среды изделия из пластика. В частности, одноразовую посуду — ложки, вилки, ножи. У сибиряков — основателей компании «Серебряная берёза» — есть готовое решение этой задачи. Предприниматели изготавливают столовые приборы из берёзы. Ещё из лиственных деревьев, широко распространённых в сибирских лесах, получаются отличные медицинские шпатели, палочки для мороженого и размешивания кофе.
— Секрет в том, что берёза — белая, и вся продукция из неё тоже имеет приятный светлый оттенок, — говорит Сергей Монастыршин, технический директор компании. — Вы попробуйте использовать какую-то другую древесину — и палочки для мороженого окрасятся в зеленоватый или сероватый цвет. Так что у нас есть серьёзное конкурентное преимущество, и мы продолжаем совершенствовать свои технологии, чтобы добиться лучшего качества.
У компании «Серебряная берёза» интересная история. Предприятие начинало свою деятельность с производства шпона — тонких листов из дерева, которые используют для облицовки мебели. Потом появилась идея делать одноразовые столовые приборы. Для этого нужно совсем другое оборудование. Компания приобрела несколько специальных станков для обработки деревянных заготовок и производства из них ложек. В целом на обкатку этого процесса ушло около двух лет. За это время сибиряки нашли себе партнёров в Индии, которые и стали первыми заказчиками новой продукции.
— Когда мы поняли, что в состоянии выпускать крупные партии своих изделий на международные рынки, встал вопрос получения сертификатов соответствия, — объяснил Сергей Монастыршин. — Также потребовалось подтвердить, что мы бережно относимся к лесным ресурсам. Вот здесь нам на выручку пришёл центр «Мой бизнес». Тогда мы прошли всю процедуру сертификации и заплатили за это всего 20 процентов от её стоимости. Остальные расходы взяло на себя государство. Сейчас у нас есть право вести торговлю с 47 странами.
Экологически чистые изделия из шпона востребованы в Казахстане, Узбекистане, Киргизии. Также товары из Сибири с удовольствием покупают в Монголии, Китае, Индии, Египте, Иране и Афганистане.
— Благодаря центру поддержки экспорта мы не только грамотно оформили всю документацию, но и побывали на выставках в Турции и Москве, — сообщил технический директор. — Недавно наш представитель демонстрировал изделия из берёзы в Дубае. После каждого такого мероприятия количество клиентов у нас увеличивается.
Комментарий
Александр Звездов, исполняющий обязанности генерального директора регионального центра «Мой бизнес»:
— Зачастую предприниматели обращаются в центр, чтобы мы помогли им побывать на международных выставках и в бизнес-миссиях (поездках с целью переговоров. — Прим. авт.). В прошлом году участие в этих мероприятиях приняли около 100 местных экспортёров. Благодаря этому они наладили активное сотрудничество с деловыми партнёрами в Казахстане, Узбекистане, Сербии, Турции, Таджикистане, Китае, Армении, Вьетнаме и Арабских Эмиратах.
Нюанс
438 компаний Красноярского края воспользовались в прошлом году услугами краевого центра поддержки экспорта. 58 из них заключили международные контракты на общую сумму почти 2,5 миллиарда рублей. Меры поддержки, которые оказывает центр «Мой бизнес», охватывают все этапы экспортного цикла — от поиска партнёров до заключения контракта. Для компаний, которые только планируют выйти на зарубежный рынок, предусмотрено обучение.
Фото: пресс-служба центра «Мой бизнес»