Новости

Сибирский викинг

Сибирский викинг

Физкульт-привет для прославленного полярника

Улицы нашего города помнят имена многих знаменитых людей, когда-то гостивших здесь. Один из них — легендарный исследователь Арктики, норвежский ученый Фритьоф Нансен. Недавно мировая общественность отметила 149-ю годовщину со дня рождения прославленного нобелевского лауреата.

Уже в 20 лет он принял участие в плавании по Северному Ледовитому океану на одном из судов тюленепромышленной компании. Путешествие имело решающее значение для последующей научной деятельности Нансена. В 1883 году после окончания университета он совершает экспедицию в воды Гренландии на зверобойном судне “Викинг”. Вернувшись, ставит перед собой труднейшую задачу — переход через все ледяное плато Гренландии от восточного ее берега до западного. Вместе с пятью товарищами 3 октября 1888 года он достиг западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Закончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к еще более смелой и грандиозной экспедиции, к Северному полюсу. Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. Нансен разработал проект судна “Фрам”, достаточно мощного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. Экспедиция стартовала в июне 1893 года. К сентябрю “Фрам” прочно вмерз в паковый лед, и Нансен с командой приготовились к дрейфу к Гренландии. Дрейф корабля шел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Тем не менее он предпринял попытку броска к полюсу и в марте 1895 года в сопровождении Йохансена покинул корабль. Северного полюса они не достигли, но подошли к нему значительно ближе, чем все предыдущие смельчаки. Через три месяца героям удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной из камней и шкур моржей землянке. В Норвегию ледовые покорители вернулись на судне английской экспедиции, пробыв в Арктике три года, а неделю спустя вернулся и “Фрам”, блестяще закончивший свой исторический дрейф.

В 1913 году Нансен получил приглашение от одного английского акционерного общества, проявлявшего интерес к возможной эксплуатации естественных ресурсов Сибири, совершить плавание на грузовом пароходе из Норвегии в устье Енисея, а далее, добравшись по суше до Красноярска, отправиться по железной дороге до Владивостока. Предложение Нансен принял охотно и вскоре на пароходе “Коррект” отправился в плавание. Свои путевые впечатления об этом путешествии он опишет впоследствии в книге “Через Сибирь”.

Путешествие это нередко сопровождалось праздничными мероприятиями — сибиряки старались достойно встретить прославленного исследователя и ученого.

Зная о том, что знаменитый полярник активно увлечен спортом, что он прекрасный лыжник, конькобежец, любитель верховой езды, велосипедных пробегов и футбола, красноярцы, например, пришли к выводу, что его торжественная встреча в большей мере должна стать также спортивной. Было решено, что Нансена, прибывающего на лошадях из Енисейска, на въезде в город у горы Бадалык встретит отряд велосипедистов и почетным эскортом сопроводит до спортивной площади городского спортобщества “Сокол”. Тут для высокого гостя будет устроено парадное выступление красноярских спортсменов, завершит которое футбольный матч в его честь. Команду-победительницу ожидал специальный памятный приз — серебряная табличка с портретом Фритьофа Нансена. Вход зрителей на футбольный матч, справедливо опасаясь их переизбытка, организаторы постановили сделать по билетам, но бесплатным — пригласительным.

Как вспоминали современники, болельщиком Нансен оказался эмоциональным.

Путешествие по Сибири оставило глубокое впечатление. Десять лет спустя, в 1923 году, Нансен в своей книге “Россия и мир” выскажет свои впечатления об этом огромном и богатейшем крае, а также о роли самой России. О том, что именно она должна занять особое место в послевоенной Европе. “Европе нужна эта страна, — будет убеждать Нансен. — Изоляция России самым роковым образом сказалась на равновесии в Европе. Мне совершенно ясно, что Россия однажды, и причем в скором времени, спасет Европу, а кроме того, именно из России придет духовное обновление”.

О днях, проведенных им в Красноярске, Нансен, спустя годы, вспоминал так: “На спортивном плацу мы были очень тепло приняты красноярской молодежью в красивых светлых костюмах. И большое удовольствие было смотреть на их оживленную и умелую игру”. Кстати, именно в Красноярске оставил он, вероятно, свой единственный “вечный” автограф: на памятной серебряной дощечке, врученной команде-победительнице, Нансен карандашом вывел свою подпись, которая впоследствии была выгравирована.

Тогдашняя спортивная площадка “Сокол”, на которой красноярцы чествовали знаменитого норвежца, располагалась за Качей, между современными улицами Перенсона и Сурикова в створе ул. Вейнбаума. Указание о ее прошлом местонахождении сохранено в одном из сегодняшних названий закачинских переулков — Сокольского. Память о пребывании ученого в нашем городе хранит и эта мемориальная доска, установленная на фасаде особняка купца Гадалова, в котором Нансен провел пять дней, гостя в Красноярске.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА