Новости

Мода — информатор, а дизайнер — проводник

Мода — информатор, а дизайнер — проводник

По мнению красноярского дизайнера-модельера Ирины Качан, одежда — всегда лишь отражение нашего внутреннего состояния. И стоит только как следует привести мысли в порядок, прислушаться к себе, как тут же придет осознание своего стиля и человек начнет преображаться. Но чтобы подтолкнуть к таким изменениям, нужна поддержка профессионала, и тут на помощь приходят дизайнеры — проводники в мир красоты.

— Ирина, а с чего начинается путь дизайнера одежды? Надо еще в школе понять, что ты именно этим хочешь заниматься, или можно прийти в профессию уже состоявшимся человеком?

— Как и в любом деле, самое главное — решить: хочу быть дизайнером. Вы есть то, во что вы верите. Я знаю много людей, которые заканчивали профильные институты или училища, но делали это только из-за престижа специальности. Из 75 человек на нашем курсе в Омском государственном институте сервиса дизайнерами одежды стали лишь четверо. Остальные ушли в оформление интерьеров, полиграфию и так далее. А можно не заканчивать учебные заведения, как, например, Коко Шанель, и познавать секреты профессии на своем опыте, руками. Только нужно иметь твердую уверенность в своем выборе.

— Как только выпускник оказывается на улице и понимает, что модная индустрия в России не очень развита, куда ему податься дальше?

— Дизайнера учат рисовать эскизы, то есть сотнями выдавать блистательные идеи. Есть, хоть их немного, предприятия, куда можно прийти и заниматься эскизированием. Потом это все будет воплощено в материю. За свою дипломную коллекцию “Розалин” я получила приз — стажировку в одну из крупных московских фирм по производству одежды, потом работала в Санкт-Петербурге, но поняла, что это не мое. Хотелось большей самостоятельности. Следующий уровень — работа в маленьких мастерских, ателье, где ты имеешь дело с клиентами и попутно выпускаешь небольшие коллекции. Хорошо, если удастся найти инвестора и запустить свою линию одежды. Еще вариант — устроиться в творческий цех, возможно, даже в каком-то брендовом торговом доме. И работать над линией сумок или спортивной линией и так далее. Но там есть ведущие дизайнеры, и придется утихомирить амбиции и работать в том направлении, которое задано изначально. Многие выпускники омского института успешно трудятся в западных компаниях.

— Как вы оцениваете уровень российского “модного” образования?

— У нас сильные столичные вузы. Омский государственный институт сервиса тоже на очень хорошем счету. В принципе, от качества мирового образования для работы в фэшен-индустрии мы не сильно отстаем. Другое дело, что Россия в мире моды вообще стоит особняком и зачастую не принимается в расчет. И нам, начинающим дизайнерам, ничего не рассказывали о законах рынка. Мы сильны в плане техники исполнения моделей, а как продвигать свою одежду — почти никто не знает, все познается на опыте и ошибках. Хотя постепенно ситуация меняется: Денис Симачев, Алена Ахмадуллина, Васса достойно смотрятся на международных показах.

— Какие сложности есть в профессии дизайнера-модельера?

— Поскольку модная индустрия не очень развита, то ты сам должен себе создавать фронт работ. И нести ответственность за то, как ты устроил свою карьеру. Еще у нас пока нет культуры рынка, правил продажи и покупки интеллектуальной собственности, мастер ничем не защищен. Есть такой известный приемчик: объявляется конкурс дизайнерских эскизов. Набирают кучу свежих талантливых идей, номинально объявляют победителя, а потом берут присланные работы и запускают их в производство. Но я думаю, что пройдет еще 20 лет, и все у нас будет хорошо. И появятся целые созвездия сильных российских дизайнеров, к чьим голосам будут прислушиваться.

— При всем том многообразии одежды, что сейчас есть в магазинах, растет ли спрос на индивидуальный пошив одежды?

— Дело в том, что я практически не работаю с потоковым покупателем. У меня сложился определенный круг клиентов, и они не приемлют одежду масс-маркет. Они ищут профессионала, который создаст для них неповторимую вещь. Вы не представляете, в какую трагедию может вылиться приход на светскую вечеринку двух девушек в одинаковых платьях! Кроме того, мы все очень разные. И люди, которые желают подчеркнуть свою индивидуальность, выбирают дизайнера, видение мира которого им подходит. Который поможет им раскрыться, стать лучше.

— А вам не становится грустно, когда вы видите, как в основной массе одеты люди на красноярских улицах?

— Я к этому очень легко отношусь. Всегда есть те, кто относится к себе уважительно: внимательно присматриваются к окружающему пространству, к людям вокруг, к себе. И следят, соответственно, за одеждой. Как только мы приближаемся к красоте, в чем бы она не выражалась, мы становимся лучше, мы растем. Человек начинает относиться ко всему с удовольствием, любовью и уважением. Мир вокруг красивых людей сам начинает меняться. Сейчас заканчивается эпоха интеллектуального развития, начинается время духовного самосовершенствования. А оно включает в себя много аспектов. И одежда — это внешнее отражение внутреннего состояния. Если человек вообще об этом не думает, значит, не хочет открывать для себя эту жизнь такой — яркой и насыщенной. При этом есть известное заблуждение, что необходимо много одежды, чтобы каждый день быть на высоте. Нет! Стилисты знают правило: красиво — не значит дорого, и не значит, что ломятся шкафы. Проблема “нечего надеть” бывает и у обеспеченных людей. А всего-то надо разобраться в себе, организовать пространство и навести в гардеробе порядок. Дизайнер помогает простроить концепцию цвета, орнамента, фактуры, силуэта. И вдруг оказывается, что достаточно пяти-семи комплектов, в которых будешь выглядеть так, что всегда услышишь комплименты. Люди удивляются, когда понимают, что это на самом деле работает. У потребителей постепенно повышается качество понимания особенностей своего гардероба. Что мы носили раньше? Классические базовые вещи. Сегодня все больше внимания уделяется красивым вещам. Становимся более капризными, разбираемся, что наше, а что нет. Начинаем понимать характер одежды, чувствовать свой стиль. Это и есть задача дизайнера — раскрыть чье-то “я”, а не навязать свои представления. Мир устроен очень просто — достаточно разрешить себе то, что на самом деле нравится, и все сразу встанет на свои места.

— Мне кажется, эта история пока не совсем о среднем российском потребителе?

— Да, пока не о нем. Но я работаю шопинг-гидом, то есть помогаю людям отбирать подходящую им одежду в магазинах, и вижу, что многие уже наелись базовыми бесхитростными вещами. И лишь вопрос времени, когда человек начнет интересоваться более сложными моделями, тянуться к ним. Как все происходит? Сначала отшивается остромодная вещь, которую понимают единицы, потом появляется все больше ценителей. А как только вещь становится понятна всем, она тут же теряет свою актуальность. В институте, когда я в 1998-м сделала одежду швами наружу, мне на кафедре технологии сказали: “Ирина, вы не имеете на это право, швы всегда были с внутренней стороны, тем более обработанные оверлоком!” А сейчас разве кого-то этим удивишь? Обычный потребитель пока не замечает того, что происходит вокруг, не обращает внимания на цвета этого мира, его фактуру. Спросите у кого-нибудь, какие оттенки у ноября, разве что только художник ответит. Мир от нас ускользает. А через обязанность ежедневно одеваться мы опытным путем набираем все эти знания, учимся что-то понимать о себе. Мы ходим по магазинам, интуитивно пытаемся разобраться, какие оттенки нам подходят, какие иллюзии создаются той или иной одеждой. В этом очень сложно сориентироваться, но есть мода — информатор, и дизайнер — человек, который помогает.

— В недавнем интервью известный дизайнер Дирк Биккембергс поведал, что даже он, создавая новые модели, не всегда уверен, свежая это идея, или он у кого-то ее подсмотрел ненарочно. Как во всем многообразии образов и стилей, в их сменяемости и повторяемости удается сохранить свой голос, делать что-то свое уникальное?

— Я и к этому отношусь просто. Понятно, что информационное поле едино, и мы своим направлением мысли берем из него то, что нас интересует. И пропускаем все идеи через себя. В институте нам показали интересный эксперимент, после которого я поняла, что никогда не буду копировать чьи-то творения, что мой голос неповторим. Нам раздали листы с контурами вороны и три фломастера, а потом попросили раскрасить контур. Мы были ограничены в задаче и в технике исполнения, но когда закончили работать, то увидели, что получилось 30 абсолютно разных работ. Вообще техника или силуэт не может никому не принадлежать, как только она выдумана, то становится общим достоянием: техника плиссе, гофре, орнаменты, мини-юбки, штаны-клеши. Но силу дизайнера видно сразу: кто-то достает идею и перерабатывает ее, а кто-то берет все подряд и смешивает воедино. Творцами являются только первые. А вообще, сейчас замечательное время — есть ценители, которые понимают и принимают авангард, и значит, фантазию можно ничем не ограничивать.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА