Общество
В Красноярске работают кабинеты медико-психологического консультирования. Рассказываем, какую помощь там оказывают
О том, кто и как может обратиться на приём мы поговорили с Евгенией Цыпленковой, психологом детской больницы № 8.
Ребёнок плохо спит, постоянно вступает в конфликты или, напротив, держится от всех в стороне, у него часто болит голова, он наносит себе повреждения… Это и многое другое является поводом для обращения за помощью специалиста.
С недавнего времени в детских поликлиниках города стали открывать кабинеты медико-психологического консультирования. О том, кто и как может обратиться на приём, а также о первых итогах работы мы поговорили с Евгенией Цыпленковой, психологом Красноярской городской детской больницы № 8.
— Евгения Олеговна, когда в поликлиниках вашей больницы открылись кабинеты медико-психологического консультирования и кто ведёт приём пациентов?
— Мы начали работу в июле прошлого года. Кабинеты созданы, чтобы врачи могли направлять к нам напрямую пациентов, которые испытывают какие-то психологические проблемы. Поскольку на приёме доктора не имеют возможности уделять много времени на решение таких вопросов. В кабинетах медико-психологического консультирования работают клинические психологи.
— По какому графику ведут приём?
— Как врач-специалист я работаю ежедневно с 8 до 16 часов. Один день в неделю — вечерний приём, с обеда до 19 часов. Потому что не всем удобно приходить в дневное время.
— Как записаться на приём? Это возможно только через участкового педиатра?
— Есть несколько вариантов. К психологу может направить педиатр или врач стационара. А можно обратиться самостоятельно — по собственному желанию. Записаться на приём можно через электронную регистратуру, портал «Госуслуги», регистратуру в поликлинике.
— Дети могут получить консультацию психолога без сопровождения взрослых?
— Самостоятельно могут обращаться пациенты с 16 лет.
— Что может быть поводом для обращения к клиническому психологу?
— Таких поводов множество, я разделяю их на три группы: соматические, психогенные и социальные.
Соматические — это как раз те, которые видит врач. Есть заболевания, которые могут негативно влиять на психическое состояние человека, его когнитивные процессы. Например, диабет, расстройства мочеполовой системы, частые головные боли, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции… Ранняя диагностика поможет своевременно начать лечение и минимизировать потери.
Психогенные проявления в поведении видны не только врачу, их могут заметить окружающие ребёнка взрослые: родители, педагоги, воспитатели. Это нарушения сна, поведения, резкое снижение или увеличение веса, повышенная раздражительность, тревожность, агрессия. Или обратная сторона — излишняя застенчивость. Всё это является поводами для консультации, важно выяснить причину такого поведения, понять, нет ли в основе какой-либо патологии. Один из важных пунктов в данной группе — аутоагрессия. Когда ребёнок себя царапает, кусает, щипает. Причиняет себе боль. Это первые звоночки к суицидальным намерениям. Здесь очень важна диагностика на ранних этапах, чтобы предотвратить трагедию.
Третья группа — социально-психологические запросы. Мы проводим диагностику на различного рода комиссиях, даём заключения.
— Психологи занимаются коррекцией состояний или ваша задача диагностировать?
— Кабинет является консультативным, наша первоочередная задача — определить, есть ли у ребёнка какая-то нервно-психическая патология. Если видим её симптомы, направляем на дальнейшее обследование к специалисту: психотерапевту, психиатру, неврологу.
На базе нашей поликлиники есть кабинет медико-психологической помощи, который является подразделением краевого детского психоневрологического диспансера. Его специалисты проводят свою диагностику. При необходимости направляют на лечение.
Если же проблема носит консультативный характер, например, касается детско-родительских отношений, то в рамках кабинета проводим ряд сессий, занятий. Работаем с ребёнком и его семьёй. Но углублённой психокоррекцией здесь не занимаемся.
— Часто ли к вам обращаются? И как родители относятся к предложению врача посетить кабинет психолога?
— За полгода — с июля по декабрь — было порядка 1 500 обращений. Из них примерно в трети случаев мы направляли за психиатрической помощью. Остальные вопросы решали здесь, в рамках кабинета.
В целом сейчас к предложению обратиться к психологу относятся более-менее лояльно. Это стало входить в нашу культуру, повседневность. Но всё сложнее, когда родители сталкиваются с патологией психического поведения детей. Когда педиатр или невролог говорят, что ребёнку нужна помощь психиатра, многие мамы и папы воспринимают это очень остро. В массовом сознании сформировано: если нужна консультация психиатра, значит это «крест на будущем», «диагноз шизофрения», «дурак» и так далее.
В таких ситуациях наша важнейшая задача — корректно донести до родителей необходимость консультации психиатра, чтобы помощь ребёнку была оказана на ранней стадии развития патологии.
— По каким вопросам к вам чаще всего обращаются?
— Больше всего консультаций касается нарушения поведения детей. Когда ребёнок плохо ведёт себя в школе, агрессирует или, напротив, является изгоем в классе. Как правило, это происходит с детьми в возрасте семи — десяти лет. Они начинают ходить в школу, адаптироваться к новому окружению. Не все готовы войти в социум.
С малышами чаще приходят по направлению педиатра. В возрасте двух и шести лет дети проходят обязательную скрининговую диагностику. Проверяем их готовность к садику, школе, смотрим общее состояние психических процессов.
— Большинство — готовы?
— В основном, да. Конечно, бывают дети с небольшим отставанием в развитии, какими-то задержками. Но чаще это некритично, в таком возрасте всё корректируется. Это просто особенности индивидуального развития, не патология. Один ребёнок в три года говорит предложениями, другой, возможно, вообще не произносит слова.
— Старшие школьники обращаются к вам?
— Да, чаще это девочки подросткового возраста, они сами приходят на консультации. Возможно, на волне моды: всем надо консультироваться с психологом. Их волнуют такие темы, как взаимодействие с ровесниками, родителями, отсутствие жизненных ориентиров, мотивации к учёбе.
— Как уберегаете себя от профессионального выгорания? Бывают приёмы, которые даже профессионального психолога выбивают из равновесия?
— Скорее, так: бывают эмоционально насыщенные встречи. Нередки такие ситуации — мама обращается с проблемой ребёнка. Но на самом деле с ребёнком всё хорошо, проблемы — внутри семьи, они касаются взаимоотношений родителей и отражаются на поведении детей. Это становится открытием для взрослых: оказывается, что это их рук дело. Сначала непонимание, но потом они принимают и готовы работать.
От профессионального выгорания спасает личная терапия. У каждого психолога обязательно должен быть супервизор, чтобы отрабатывать собственные проблемы, застои. И у меня тоже есть супервизор.
Вообще, мне очень нравится моя работа, нравится постоянное общение, интересные случаи. Кроме того, взаимодействие с детьми — особый опыт, который даёт дополнительные эмоции. С ними легко работать, они максимально искренние, честные, в детях нет подвоха. У родителей гораздо больше проблем, блоков, зажимов. Плюс ярлыки, которые они навешивают на собственное мышление.
— Папы обращаются к психологу?
— Чаще они приходят в качестве сопровождающих. Сами обращаются за консультациями крайне редко.
АКЦЕНТ
Кабинеты медико-психологического консультирования организованы при городской детской больнице № 8 по следующим адресам:
поликлиника № 1, бульвар Солнечный, 7;
поликлиника № 3, улица Урванцева, 30а;
поликлиника № 4, улица Устиновича, 1а.
Также такие кабинеты открыты в Красноярских межрайонных детских больницах № 1, 5 и городских детских поликлиниках № 2, 4.
ВАЖНО
Кабинеты медико-психологического консультирования организованы для ранней диагностики и профилактики нервно-психических заболеваний у детей в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».