Новости

Научите меня мечтать

Научите меня мечтать

Когда ребенок ненавидит себя и мир

В последние годы в городе все реже встречаются стайки чумазых “отвязанных” ребят, чем это было еще недавно. И поведение их уже не столь вызывающее. Как удается специалистам муниципальных учреждений для несовершеннолетних ослабить детскую агрессию?

С детской агрессией в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних “Парус”, как и в любом другом центре, часто сталкиваются уже в тот момент, когда принимается решение о помещении в него ребенка. Речь идет о ребятишках, воспитанием которых практически не занимаются родители. А значит, дети уже привыкли жить по распорядку, выстроенному ими самими. К примеру, они могут с раннего утра отправиться на сбор стеклотары, чтобы собрать “добычу”, пока их не опередили, но ни за что не встанут рано, чтоб идти в школу. И вдруг ребенка без его согласия хотят перевести на ритм жизни, кем-то навязанный, в каком-то чужом месте, им не обжитом.

— Это вызывает резкое отторжение и агрессивно выказываемое несогласие. Дети часто не стесняются взрослых и не выбирают выражений. Могут и матом ругаться и сопротивляться, а то и нападать, — характеризует суть проблемы детской агрессии заместитель директора по воспитательной работе муниципального центра “Парус” Елена Дудоладова.

Другая распространенная причина проявления агрессии — это равнодушие, а порой вероломство взрослых. В центре “Парус” часто находятся дети тех пап и мам, чьи дела о лишении родительских прав или об их сохранении находятся на рассмотрении суда. Эти дети хотят видеться с мамами.

— У нас в “Парусе” был такой случай с мальчиком семи лет, — припоминает психолог центра Аушра Кушнерова. — Мама обещала приехать его навестить. Ребенок ждет. А мамы все нет и нет. Терпение ребенка лопается. В подобный миг бывают очень бурные проявления агрессии. Агрессии ко всем: к педагогам, к таким же, как он сам, ребятам в центре. И даже к самому себе. Он ненавидит весь мир, причем — вместе с собой.

Бывали случаи, когда дети пытались биться о стену. Как снять подобную агрессию? Как переубедить ребенка, который слишком много успел встретить недоброго в этом мире? Эти ребята уже не умеют верить словам. Они поверят глазам. Но для этого важно начать разговор.

— Мы начинаем беседу с того, что терпеливо повторяем ребенку: “Пойми, нет твоей вины в том, что ты тут. Мы не считаем плохими твоих родителей”, — делится опытом психолог Аушра Викторовна. — То есть идет коммуникация. Самое трудное — это установить диалог. Но когда ребенок видит, что к нему прислушиваются внимательно и уважительно, общаются на равных, он идет на контакт.

А дальше подростки замечают, что и опытом их личным здесь живо интересуются. Опыт ребят, направляемых в такие центры, как “Парус” для человека 12—15 лет весьма богат, а порой уникален. Ну кто из обычных горожан может пережить сибирскую зиму без крыши над головой? Кто знает, как себя вести при встрече с группой сорванцов, которые в таком положении, что им просто больше нечего бояться?

В “Парусе” находится по 30 детей на круглосуточном проживании в возрасте от трех до восемнадцати лет. И еще столько же ребят на дневном отделении. Это ребятишки из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Часто дети настолько мало видели доброго в своих семьях, в микрорайоне, где они проживают, что им даже трудно представить себе, какое добро хорошее.

Елена Дудоладова приводит еще пример из своей практики:

— К нам в “Парус” попала девушка пятнадцати лет. Ее предыдущий жизненный опыт уже успел сформировать у нее стереотип — все окружающие к ней враждебны. Она буквально на все: например, на просьбу убрать в комнате, пойти в школу проявляла защитную реакцию — начинала скалиться. Подросток напоминал затравленного зверька. Поддайся мы тогда на эту ее грубую защиту, наткнись на выпущенные ею на нас иглы, контакта бы не получилось. Она бы еще более агрессивно на все реагировала. Требовалось суметь принять и уважать ее такой, какая она есть, — ни плохая, ни хорошая. Она такая, какая есть. Вскоре она убедилась, что к ней никто не подходит с чем-то недобрым. Вот так, шаг за шагом, ее поведение стало меняться. Потому и называется программа социальной реабилитации, которую мы применяем в работе, “Шесть шагов в мир будущего”. Директор “Паруса” Валентина Селеткова — истинный сторонник инноваций.

И вот белокурая девчушка, вероятно впервые за долгое время, начала улыбаться. Теперь говоришь ей: “Нужно приготовиться к школе”. Она по привычке: “Нет, не хочу, не буду”. Через минуту остывает: “Ну ладно. Но я не ту куртку надену, а эту, и вот эту тетрадку возьму, а ту не буду”. “Хорошо, — отвечают ей, — не хочешь — не бери. Ты можешь сама выбирать”. Ребенок чувствует, что с ним считаются. Вероятно, так с ним было не всегда, и он это ценит. Дети же справедливы по сути и на доброту отзывчивы!

А перелом в поведении детей происходит в такие вот примерно моменты. На благотворительной акции при виде сладкого стола, приготовленного устроителями для детей, одна из воспитанниц центра разрыдалась: “Я никогда не думала, что могу увидеть сама на столе столько вкусной еды!” — призналась она. Вот она кульминация. Детям трудно даже мечтать о том, о чем им и узнать было неоткуда!

Постепенно с детьми начинают говорить о разном, может, и о несбыточном. А как иначе научиться мечтать? Ребятам предлагают писать и рисовать книгу жизни. Вначале они вписывают в нее всего по два-три имени, которые им близки. Уже через месяц общения в “Парусе” близких для них людей становится куда больше. Дети начинают представлять свое будущее. Вырисовывают его в воображении и на бумаге. И что интересно: агрессии нет места в мечтах ребенка!

— И теперь наши трудные дети уже сами готовы предложить помощь тем, кто впервые оказался в “Парусе”. И мы начинаем доверять им, давать некоторые поручения, направленные на поддержку новых ребят, — продолжает психолог Аушра Викторовна. — Мы можем сказать: “Выручай, ты сегодня у нас в роли Бога!” А дальше очень важно работать с родителями, чтобы сложилась благоприятная обстановка для дальнейшей жизни семьи. Порой это удается. За год в центре успевают поработать с детьми из 200 семей! Многие бывшие наши воспитанники уже выросли и вполне успешны. Создали семьи, растят своих детей.

А сегодняшние воспитанники “Паруса” знакомятся с уже повзрослевшими. И видят, что и они скоро тоже смогут жить по устоям общества, а не по дворовым понятиям. Они теперь знают, как можно состояться. Они мечтают об этом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА