Новости

Закон для тарелки

Закон для тарелки

Операторы хотят играть по правилам

За несколько лет Интернет и мобильная связь настолько прочно вошли в нашу жизнь, что их отсутствие у кого-то может вызвать удивление. Однако вместе с осознанием тех удобств, что принесли сотовые и компьютеры, начала снижаться лояльность граждан к оборудованию, которое и обеспечивает бесперебойный доступ к услугам связи. Все дело в том, что граждане пользуются оконечными устройствами, а это лишь видимая вершина айсберга.

В последнее время в связи с этим все чаще звучит термин “радиофобия” — необоснованная боязнь различных источников излучения. Горожане все чаще хотят, чтобы операторы мобильной и интернет-связи действовали более открыто.

— Всюду говорят о том, как вредно электромагнитное излучение, и мы не хотим, чтобы у нас над головами устанавливали его источники, — жалуется пенсионерка Анна Тимофеевна, проживающая в одной из высоток на Взлетной. — Жители соседнего дома добились демонтажа тарелки одной сотовой компании, ходят слухи, что теперь ее установят на наш дом. Боимся, что все сделают втихушку, и мы не сможем потом никак это изменить. Да и провода, которые тянутся по стенам подъезда через все этажи, хороших эмоций не вызывают. Почему нас никто не спрашивает, когда все это прокладывается?

По словам Андрея Карасева, руководителя управления информатизации и связи администрации города, массовые жалобы появились потому, что рынок услуг связи развивался столь же стремительно, сколь и хаотично.

— Все начиналось с того, что кто-то получал доступ в Интернет, подключал соседей, возникала домашняя сеть, — говорит Андрей Викторович. — Потом кто-то понимал, что на этом можно зарабатывать, покупал доступ в сеть у магистрального провайдера и перепродавал его всем желающим. Так появились крупные и мелкие игроки. Если провести аналогию с торговлей, то это как ларьки, магазины, супермаркеты и гипермаркеты. Так вот, местный рынок услуг связи подошел к тому периоду развития, когда должны уйти ларьки, а остаться достойные и прозрачные компании. Круглый стол на городском форуме показал, что местные провайдеры дозрели до того, чтобы создавать четкие правила игры в своих интересах и в интересах жителей. Как показала горячая линия, жалоб и нареканий немало. И множество — на беспорядочно протянутые провода и установленные на крыше базовые станции.

Основная трудность в том, что участники рынка действуют в плоскости двух законодательств: Жилищного кодекса и Правил оказания услуг связи. На практике получается, что этих законов не хватает, чтобы урегулировать массу ситуаций. Правовой вакуум заставляет провайдеров действовать на свое усмотрение, что не всегда встречает понимание у горожан.

— Приведу один пример: собственник, который является членом кондоминиума или ТСЖ, хочет получить услуги связи и договаривается с провайдером, — продолжает Андрей Карасев. — Но прокладку сетей он должен согласовать с тем, кто управляет имуществом. А председатель ТСЖ стремится содержать дом в порядке и препятствует любым посторонним вмешательствам, которые могут разрушить интерьер подъезда. Он вроде бы защищает интересы всех жителей, но ущемляет права одного из них, да еще и нарушает антимонопольное законодательство. Такие коллизии нередки, и надо формировать четкую позицию, как из них выходить, чтобы никто не пострадал. Сегодня есть предложение создавать принципиально новую единую внутридомовую сеть, и провайдер будет подключать абонентов через нее, а не тянуть провода до каждой квартиры. Это более сложные и дорогостоящие технологии, но мы видим готовность операторов двигаться в этом направлении. Создана группа, которая разработает проект единых правил по размещению оборудования связи в жилых домах.

По словам Виктора Левинского, президента Ассоциации товариществ собственников жилья, пока поток жалоб от жителей не прекращается. В своем доме председатель эту проблему решил: создал единую точку доступа, к которой могут присоединяться провайдеры. Но пока привычнее другая схема: оптоволоконный кабель тянут до дома и дальше делают разводку по квартирам. Хотя и положено по закону согласовывать любые вмешательства в жизнь дома с собственниками, многие этот пункт просто упускают.

Что же касается боязни базовых станций и антенн, то ситуация, по мнению руководителя управления информатизации и связи, не так однозначна:

— Могу заверить горожан, что операторы мобильной связи законопослушны и действуют исключительно в рамках всех норм и правил. До того, как будет установлено оборудование, санитарные службы проводят все необходимые замеры. И проверки жалоб показали, что никаких нарушений не выявлено: уровни сигналов находятся в нормативных пределах. Если же говорить о вредности, или радиофобии, то напрасно никто не задумывается о том, что почти у всех в квартире есть иные постоянные источники излучения — холодильник, микроволновка, сотовые телефоны. Однозначно могу заявить, что уровень излучения базовой станции на крыше заметно ниже, чем уровень излучения мобильника, который всегда находится при нас. Пользуясь случаем, хочу дать красноярцам совет: когда вы кому-то звоните, в момент установления соединения не держите трубку близко к голове — в это время на пару секунд излучение становится максимальным. А в остальном следует соблюдать спокойствие и не слушать непроверенные страшилки. В Красноярске были случаи, когда по желанию жителей базовые станции с крыш снимали и сигнал связи тут же становился хуже или исчезал, что вызывало дополнительные жалобы. Да, можно строить отдельно стоящие вышки, но на них технически трудно установить оборудование одновременно нескольких операторов, они частотно несовместимы. Придется ставить их много, что тоже не является самым лучшим решением.

Людмила Федорова, директор филиала одной из федеральных компаний сотовой связи, об опасениях жителей знает не понаслышке. Им уже приходилось сталкиваться с тем, что жители топором вырубали оборудование, размещенное со всеми согласованиями. А между тем каждая установленная базовая станция — это инвестиции в развитие рынка связи и налоги в городскую казну. По оценке Людмилы Федоровой, из-за отсутствия четких правил игры для всех операторов и невозможности активного развития в 2009 году бюджет города не получил около 200 миллионов рублей. Создание единых правил рабочей группой, по ее мнению, давно назревшая необходимость.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА