Новости

Чертово колесо

Чертово колесо

Аварии на дорогах: кто виноват и что делать?

Только за девять месяцев этого года в дорожно-транспортных происшествиях, произошедших в Красноярске, было ранено 1 701 человек, погибло — 51. За сухими цифрами кроется серьезная проблема — на дорогах мы теряем людей. Каковы причины высокой аварийности и, самое главное, как этого избежать? Этими рассуждениями мы открываем нашу новую рубрику в газете — “Вопрос месяца”. Совместно с нашими экспертами и вами, уважаемые читатели, мы будем искать решения самых злободневных городских проблем. А в конце месяца ситуацию по тому или иному вопросу прокомментирует лично глава города — Петр Пимашков.

Итак, тема на предстоящий месяц — аварийность на дорогах города. Для начала немного статистики, предоставленной “Городским новостям” ОГИБДД УВД по Красноярску.

За девять месяцев 2010 года на территории города зарегистрировано 1 468 дорожно-транспортных происшествий. По вине водителей в городе произошло 1 115 ДТП. Водители пассажирского транспорта “отличились” 41 раз. В 254 случаях виновниками аварий стали пешеходы. С участием детей произошло 156 ДТП. В 55 случаях дети сами спровоцировали аварии на дорогах.

На вопрос, что же является главной причиной аварийности на дорогах, начальник ОГИБДД УВД по Красноярску Андрей Маерчук вывел свою формулу: “Неуважение на дороге водителей друг к другу — вот основная причина всех бед на дорогах Красноярска”.

— Вы посмотрите что творится: нарушают, подрезают, выезжают на встречную полосу, — рассуждает Андрей Маерчук. — Такая манера поведения кажется уже естественной. Некоторые считают нужным соблюдать правила дорожного движения только тогда, когда видят инспектора ДПС.

К сожалению, забывают водители, что те самые правила дорожного движения придуманы для того, чтоб сохранить человеческие жизни, чтобы, садясь за руль, выходя на улицу, человек был в безопасности. И инспекторы на дороге, выявляя нарушения и наказывая нарушителей, сохраняют чьи-то жизни. Вот когда все водители это поймут, перестанут видеть в других водителях соперников, а в инспекторах ДПС оппонентов, когда начнут уважать друг друга, соблюдать правила — только тогда на дорогах будет порядок.

Действительно, культура вождения автомобиля в нашем городе, как и везде в стране, к сожалению, очень низкая. Связано это с повальным желанием иметь водительские права и доступности покупки автомобиля. Очень многие водители считают, что они одни на дороге, и думают только о себе. Другими словами, нынешний водитель живет одним днем, и если он едет по главной дороге, то не обязан уступать водителю, который выезжает с второстепенной дороги, даже если там скопилось много машин, ведь так гласят ПДД.

Чтобы разгрузить дороги и сделать движение по всем улицам города более равномерным, нужно относиться к другим участникам движения так, как вы хотите, чтобы относились к вам, — это прописная истина, но немногие пользуются ей.

Государство предпринимает шаги для снижения аварийности на дорогах. Ужесточены наказания за многие дорожные правонарушения — езда по встречке, пересечение сплошной линии разметки и так далее. В настоящее время повсеместно внедряется система видеофиксации, когда штрафы назначаются на основании данных видеокамер, размещенных на самых оживленных улицах и магистралях. Но, увы, все это не приводит к сокращению числа ДТП на наших дорогах.

Во Франции, например, за четыре года реализация всего комплекса мер привела к снижению аварийности в полтора раза. А в скандинавских странах, где уровень аварийности самый низкий в мире, пошли еще дальше. Там начинающий водитель, только что сдавший экзамены, получает временные права, которые дают право управлять автомобилем, только если рядом с ним сидит опытный водитель. По прошествии определенного срока (и то если начинающий не допустит нарушений) разрешают водить авто в одиночку. Но только в светлое время суток. И лишь следующим этапом становится самостоятельная езда без ограничений. Подобная осторожность шведам не кажется излишней, если на весах человеческие жизни, здоровье и благополучие целой нации.

Впрочем, если смотреть на безаварийный Запад, надо учесть еще кое-что: дорожная инфраструктура там безупречна. А в России, как известно дороги, одна из национальных бед. Не случайно это становится одной из причин возникновения ДТП. Еще одна причина — дураки на дорогах, и в этом мы заметно преуспели.

Печальную тенденцию отметили наши милиционеры: в Красноярске зарегистрирован значительный рост ДТП по вине нетрезвых водителей — 66 аварий за указанный период, что превышает прошлогодний показатель в 2,5 раза. На автомобильных форумах сейчас то и дело обсуждается полный запрет на алкоголь. И эксперты сходятся во мнении, что это не улучшит ситуацию. “Пьянство, безусловно, грубейшее нарушение ПДД и не может быть оправдано практически ничем, — пишут участники форума. — Однако с недавнего времени наше правительство довело этот серьезный пункт, который налагает на водителя не только административное, но и в некоторых случаях уголовное наказание, если было зафиксировано ДТП, до абсурда, введя ограничение на содержание алкоголя в крови до 0 промилле. Это решение было популистским и не более. Мы ни в коем случае не пытаемся оправдать пьянство за рулем, но введение 0 промилле никак не поможет избавиться от пьянства за рулем. Те, кто пил, тот так и будет пить”.

Координатор центрального совета участников Красноярского регионального общественного движения автовладельцев Егор Фролов уверен: изжить нарушение правил на дорогах можно, но начинать нужно со структур.

— Почему водители, единожды попавшись в нетрезвом виде, продолжают ездить пьяными? Потому что откупились раз и считают, что в следующий раз тоже откупятся, — уверен Егор Фролов. — Думаю, нам следует проверять, как инспекторы проводят службу, как штрафуют горе-водителей. Откупы у нас имеют место быть. Значит, нет неотвратимости наказания, отсюда — новые и все более серьезные нарушения. Да, многие водители ведут себя по-хамски. А почему? Потому что зачастую те, кто должен отвечать за безопасность дорожного движения, сами пренебрегают правилами. Я лично не раз замечал, как машины госавтоинспекторов или административные авто ездят как им вздумается. Они знают, что останутся безнаказанными. А меж тем я уверен, что именно эти участники дорожного движения должны становиться примером для всех остальных.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА