Проспект культуры

«Девяностые годы научили меня не быть тихоней». Лена Ильичёва — о музыкальном взлёте, юридической карьере и главных фишках Красноярска

Сейчас Елена работает в юридической сфере, а в 1990-е годы занималась музыкой.

«Девяностые годы научили меня не быть тихоней». Лена Ильичёва — о музыкальном взлёте, юридической карьере и главных фишках Красноярска
Елена Ильичева.

Газета «Городские новости» в честь своего тридцатилетнего юбилея даёт старт проекту «Одногодки». Мы хотим рассказать о ярких событиях 1994 года и людях, благодаря которым они произошли. О смелости и энтузиазме наших земляков, которые привели к успеху их самих и улучшили жизнь вокруг. Знакомьтесь с первой героиней — Еленой Ильичёвой, у которой в 1994-м вышел получивший большую известность музыкальный альбом «Встреча».

«У нас в Сибири холода, извините!» — цитировали когда-то по всей России строчки из авторской песни молодой исполнительницы из Красноярска Лены Ильичёвой. Композиция под названием «Летите!» пронизана любовью к родному суровому краю и лёгкой грустью от того, что невозможно, подобно птицам, взмахнуть крыльями и перенестись на юг, к морскому побережью. Эта песня, кстати, открыла один из сборников студии «Союз», в которых звучали хиты прославленных эстрадных звёзд — таких, например, как Олег Газманов.

Что касается сольного альбома Ильичёвой «Встреча» (одногодка нашей газеты), то его выпуском занималась московская студия «Союз», запись на компактный лазерный диск делали в Швеции. Это был первый красноярский музыкальный продукт, созданный по такой технологии. Андрей Иголкин из местной группы «Яхонт» сказал тогда Ильичёвой: «Ты немного нас опередила». Кроме шедевра про перелётных птиц, в альбоме «Встреча» многим полюбилась песня «Города», где в тексте упоминается о сводящих и разлучающих людей поездах, а музыка ассоциируется со стуком колёс о рельсы.

На каникулах искала ВИА

— Вот интересно, благодаря чему вы, обычная девочка, так стремительно ворвались на музыкальный Олимп? Неужели в девяностые годы прошлого столетия это было сделать легче, чем сейчас?

— Я так не думаю. Сегодня, наоборот, гораздо проще стать знаменитым. В соцсетях поют все, кому не лень, и необязательно становиться положительным героем, можно и отрицательным. Как к тебе будут относиться — это уже другое дело, но с раскруткой и узнаваемостью проблем нет. А в восьмидесятых, девяностых и двухтысячных годах для того, чтобы твоё лицо попало на экран, нужно было как-то неординарно себя проявить, раскрыть свой талант.

Я с детства любила смотреть по телевизору концерты с участием советских эстрадных артистов и думала: «Я тоже так могу!» Пыталась повторить всё, что слышала по радио «Маяк», сочиняла свои песенки. Однажды поняла, что хочу что-то исполнить в микрофон, на публику. Я тогда училась в старших классах — и на летних каникулах отправилась по городским ДК. Везде заходила и спрашивала: «У вас есть ВИА (вокально-инструментальный ансамбль. — Прим. авт.)?» Работники культуры были кто в командировках, кто в отпусках, мне ничего никто толком не отвечал. Так я добралась до концертно-танцевального зала на Предмостной площади (сокращённо его называли КТЗ). И там меня судьба свела с Александром Бауэром, руководителем ВИА «Берег». Он меня посадил за клавиши и говорит: «Спой вот это! А вот это сможешь?» Я поняла, что ему понравился мой голос.

Бессмертный хит — за полчаса

— Выходит, что первое прослушивание оказалось удачным?

— Да, вскоре после этого началась моя певческая карьера. Ребята из группы «Берег», с которыми я подружилась — всё тот же Александр Бауэр, Алексей Сафронов и другие участники группы, — научили меня управлять голосом, правильно брать дыхание, свободно держаться перед зрителями. Так я впервые начала выступать на дискотеке. До сих пор помню, как у меня дрожали коленки…

Дальше всё завертелось с калейдоскопической скоростью. Появилось желание создать что-то своё, уникальное. Взялась за альбом, хотя времени на творчество не всегда хватало. Я занималась в музыкальном училище, пела в ресторанах: тогда многие коллеги по цеху так делали, чтобы заработать какие-то деньги на жизнь, на развитие. Для меня лично это было ещё возможностью тренировать способности к имитации: приходилось ведь подражать Любови Успенской, Валентине Толкуновой, другим исполнителям. Зрители хотели, чтобы песни звучали так, как они их услышали от первоисточника.

Как-то раз после выступления в ресторане «Красноярск» я добиралась на троллейбусе с остановки «Перенсона» домой в Зелёную Рощу. На улице уже стемнело, зажглись фонари. Именно тогда, по дороге, я сочинила песню «Летите!», ставшую в итоге самой популярной в моём репертуаре. Буквально за 15 минут родились и слова, и мелодия. Приехала домой, всё зафиксировала в тетрадку. Позже я познакомилась с уже известным на тот момент красноярским исполнителем шансона Славой Медяником, который помог мне превратить сырую идею в полноценную эстрадную композицию: сделать музыкальное сопровождение, студийную запись. Ещё какое-то время спустя у меня появился продюсер, тоже наш, местный — Максим Матвеев (сейчас его, к сожалению, нет в живых). Когда я ему показала «Летите!», он сказал: «Срочно берём в работу!» И в конце концов получился хит.

В песне «Летите!» есть слова о том, что мне гостьей южною не быть. Я действительно тогда так думала, но в душе очень хотела побывать в тёплых краях. Мечту осуществил мой муж Игорь. Он свозил меня в Сочи, я впервые увидела море, и это было незабываемо!

— Когда вышел альбом «Встреча» и ваши песни попали во всероссийский сборник «Союз», вы почувствовали себя звездой?

— Ничего подобного! Однокурсники в училище никакого повышенного внимания ко мне не проявляли. Преподаватели — тоже, им вообще не нравилось моё увлечение эстрадой, работа в КТЗ, они ругали меня за броский макияж, короткие юбки. Я училась на дирижёрско-хоровом отделении, где ценились строгость и сдержанность. Но мои песни в тот период разлетались как горячие пирожки. Они звучали чуть ли не из каждого киоска, где продавали пиратские кассеты. Для интереса я подходила к продавщицам, спрашивала: «Кто поёт?» А они мне отвечали: «Нина Кирсо из группы «Фристайл» или «Алёна Апина». Я не обижалась, потому что понимала: это бесплатная ротация моих музыкальных произведений, и она мне в плюс.

Артистам выдавали шубы

Лена Ильичёва с известной красноярской группой «Яхонт».
Лена Ильичёва с известной красноярской группой «Яхонт».

— Когда вы работали над своими сольными альбомами и песнями, вошедшими в сборник «Союз», вы жили в Москве. У вас была возможность там остаться?

— Мне поступали предложения от столичных «вертил» шоу-бизнеса. Но условия контрактов были предельно жёсткими. Вплоть до того, что в них прописывалось, где мне жить и когда рожать. Я выбрала свободу, вернулась в Красноярск, создала семью. У меня замечательные дети, дочке 24 года, сыну 14, и у него тоже хорошие вокальные данные.

У меня иногда спрашивают: ну как же ты не осталась, ведь в столице можно было хоть что-то купить в магазинах, в то время как в других городах жители видели лишь пустые полки. А я, если честно, не обращала на это внимание, потому что ехала в Москву точно не за колбасой. Для сцены там, конечно, можно было приобрести красивые платья, туфли. Но я, как и многие красноярские артисты, в основном шила костюмы сама.

— Расскажите о местной музыкальной тусовке 1990-х годов. В неё, например, входили Светлана Рерих, группа «9 район». Вы знали друг друга?

— Разумеется, все общались, участвовали в сборных городских концертах. Однажды зимой перед Новым годом проходило какое-то событие на площади перед БКЗ. И там меховой салон проводил рекламную акцию: предоставлял всем артистам для выступления натуральные шубы. Выбрать разрешалось любую, я, как сейчас помню, надела рыжую из лисы.

— У вас есть награды от властей?

— Да, в 1990-х годах губернатор Валерий Михайлович Зубов награждал премией за мои достижения, в 2006-м я получила почётную грамоту от главы города Петра Ивановича Пимашкова за активное участие в составлении музыкального диска «Мой родной Красноярск». Это связано не с песнями «Летите» и «Города», а с композицией «На Покровской горе», которую я написала для детской студии «Волшебный микрофон». В ней поётся о красотах и достопримечательностях столицы нашего края.

— Мы знаем, что вы родились в Узбекистане, но практически всю сознательную жизнь прожили в Красноярске и свои лучшие песни здесь написали. Назовите три главных достоинства города на Енисее.

— Хорошие дороги — поверьте, мне есть с чем сравнить, я много где побывала. Качественное жилищное строительство, когда компаниям не всё равно, какие использовать материалы, плитку и проводку для того, чтобы людям было комфортно и безопасно. А ещё Красноярск очень современный — попав сюда, не скажешь, что здесь прошлый век.

В суд — за каждый чих

Елена с сыном
Елена с сыном

— Сейчас вы занимаетесь юридической практикой. Как у вас получилось настолько кардинально поменять сферу деятельности? И главное — почему вы это сделали, если любили и продолжаете любить музыку?

— Пела я очень долго и сейчас могу это делать, правда, выступаю не на масштабных мероприятиях, а на закрытых площадках, где все свои.

Профессию решила поменять потому, что жизнь не стоит на месте. Становятся другими предпочтения, мода. И на российской эстраде зажигаются новые звёзды. Я реально смотрю на вещи, поэтому понимаю: сегодня я кому-то по душе, а завтра меня уже, возможно, слушать не захотят. Поэтому помимо творческой жилки нужно иметь в запасе что-то серьёзное, фундаментальное. Учитывая, что я формировалась как личность в 1990-е и они из меня сделали не тихоню, мне требовалось такое направление, где я смогу использовать свои качества бойца.

Я выбрала юриспруденцию, поступила на общих основаниях в вуз, уже имея на руках маленькую дочку. А после получила образование педагога-психолога. В том числе для того, чтобы уметь держать себя в руках, управлять эмоциями и волнением, которые в юридической практике неизбежны. Всегда переживаю за своих клиентов и если проигрываю какое-то дело, то очень расстраиваюсь и плохо себя чувствую. Сначала я работала в фирме рядовым сотрудником, но потом супруг мне сказал: «Слушай, ты давно уже умеешь и знаешь всё сама. Открывай ИП».

— По каким поводам люди обращаются к правозащитникам? Появились ли в последнее время для споров новые причины, с которыми ваши предшественники не сталкивались?

— Конечно. Например, семейные отношения. Некоторые люди в возрасте говорят: «Вот, мы прожили вместе 40, 50 лет». А как, спрашивается, прожили? Одни в мире и в согласии, а другие с трудом терпели друг друга. Может, и развелись бы, но в советские времена на суды звали соседей, знакомых, и перед ними становилось стыдно, да ещё это влекло потерю членства в партии. «Небезупречный моральный облик» гражданина сразу становился признаком ненадёжности, неразборчивости, непостоянства. Сейчас бракоразводные процессы закрытые, частые, никто ничего не стесняется.

И вообще сейчас люди чаще отстаивают свои права: имущественные, конституционные. Фраза: «Я в суд на тебя подам!» уже обыденная. Поводом может стать что угодно — плевок на куртку, к примеру. Просто в голове не укладывается, чтобы лет 20 назад за такое судились.

— Что роднит два столь разных этапа: когда вы пели и когда вы начали представлять интересы клиентов?

— То, что мне нужно идти и доказать: я могу. Могу нести добро, пользу, что-то в чьей-то жизни улучшать. Я когда-то прошла через все ДК — и добилась своей цели. И так можно во всём: в творчестве, в работе, в семье. Даже не исключено, что на Луну кто-нибудь в конце концов попадёт, если будет усиленно готовиться. Ведь сняли же в космосе фильм «Вызов». Молодцы, круто!

Нюанс

В 1994 году в Красноярск приехала рок-группа «Алиса» и выступала в ДК 1 Мая. Поклонников собралось столько, что в зале яблоку было негде упасть. По словам одних очевидцев, дворец практически разнесли: сломали кресла, повредили аппаратуру. А вот другие говорят, что такого быть не могло: фанаты рок-музыки в то время были интеллигентны.

В тему

Светлана Рерих, которая в середине 1990-х годов тоже получила широкую известность, родилась в городе Уяре. Серьёзно занималась вокалом, была солисткой Красноярской краевой филармонии. Она выступала на многих дискотеках и концертных площадках, но настоящая слава к ней пришла в 1997 году — вместе с выходом второго по счёту альбома «Ладошки», где была одноимённая песня, которая стала хитом и вошла в кассетный сборник «Союз». На эту композицию сняли запоминающийся клип с участием знаменитых российских актёров Максима Аверина и Леонида Бараца. Не менее известным был и другой трек — «Аленький цветочек».Часть песен для Светланы Рерих написал красноярский музыкант Андрей Иголкин, а продвигал творческие проекты певицы Аркадий Юркевич, тоже житель нашего города, у которого в Москве не было никаких связей. Ему помогала настойчивость. Он всех убеждал, что песни хорошие и заслуживают того, чтобы их услышали много людей.

Сейчас Светлана иногда занимается музыкой — но в качестве хобби. Основная её деятельность связана с психологией и преподаванием.

Фото: из личного архива Елены Ильичёвой

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА