Проспект культуры
В Красноярском театре оперы и балета прошла премьера новой оперы
Зрителям представили новый спектакль «Орфей и Эвридика»
Накануне, 16 февраля, на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоялся первый показ премьерной серии оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика».
Сюжет произведения рассказывает античный миф о великом музыканте, волшебный голос которого мог заставить двигаться деревья и скалы, а также его погибшей от укуса змеи любимой супруги. Орфей осмелился спуститься в загробное царство, чтобы вернуть любимую к жизни.
Как рассказали в пресс-службе театра, в красноярском прочтении сюжета миф дополнили трагическим историческим сюжетом, связанным с королевой Франции Марией-Антуанеттой, жизнь которой оборвалась на гильотине в революционном Париже в 1793 году.
– Глюк был первым учителем музыки Марии-Антуанетты, она очень любила его творчество и покровительствовала композитору, когда он работал во Франции, и даже щедро одарила деньгами за оперу «Орфей и Эвридика», – отметили в театре.
По словам режиссера-постановщика Ирины Лычагиной, спектакль вышел многоэтажной конструкцией:
– Наш спектакль – о недопонимании даже между самыми близкими людьми, о легкомыслии и следовании своим порывам, которые иногда заводят слишком далеко, о сожалении, о потерях и чувстве вины, которая вкупе с любовью заставляет людей творить немыслимые вещи – спускаться в ад. Это не история Орфея и Эвридики как таковых – она, конечно, там присутствует, но вписана в рамку придуманного сюжета как история, которая могла бы произойти с французской королевой Марией-Антуанеттой накануне ее отъезда из Версаля. Слуги устраивают для нее праздник перед возвращением в Париж и разыгрывают спектакль на основе древнегреческого мифа. Судьба Марии-Антуанетты – некое отражение этого мифа. Королева не понимала ситуации, переоценивала одних и недооценивала других, – добавила режиссер-постановщик.
В спектакле присутствуют и другие параллели – отрубленная голова королевы и голова Орфея, которая плыла по реке и пела после того, как его растерзали менады».
Орфей много лет не давал покоя Глюку. В первой редакции оперы в середине XVIII века он отдал заглавную партию мужскому альту и сделал счастливым финал вопреки мифу (где Орфей все-таки теряет Эвридику). Во второй редакции партию Орфея отдали тенору, а в 1859 году работу над оперой возобновил уже романтик Гектор Берлиоз, и Орфея впервые спела женщина – примадонна Полина Виардо. С тех пор существует традиция исполнения мужской роли певицей. Именно так будет и в красноярской версии: в образе Орфея на сцену выйдут меццо-сопрано – солистка Красноярского театр оперы и балета Виктория Кангина и гостья из Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Екатерина Лукаш.
Премьерные показы запланированы также на 17 и 18 февраля.