Новости

Рай, шалаш и ипотека

Рай, шалаш и ипотека

Жилье — не по потребностям, а по возможностям

После вводного материала рубрики “Народная трибуна”, посвященного вопросам качества жизни, на сайте нашей газеты возник спор: являются ли материальные блага, в частности, квартира, индикатором качества жизни человека. С одной стороны, наличие недвижимости говорит об уровне жизни, но с другой — именно от того, в каких условиях проживает человек, зависит многое. Во всяком случае, сегодня скромная жилплощадь для многих является сдерживающим фактором для рождения второго и последующих детей. Многие пары не регистрируют браки именно по причине отсутствия собственной квартиры. Рай в шалаше никому не нужен. Поэтому, как ни крути, а наличие недвижимости в нашей стране говорит и о нашем качестве жизни.

Интересно, что исследователи Независимого института социальной политики выделяют качество жилищных условий населения как основной компонент показателя качества жизни в стране. Данный компонент, в свою очередь, образуется путем усреднения трех величин: наличие коммуникаций, состояние жилищного фонда и, наконец, обеспеченность населения жильем, мерой которой выступает общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя.

Как представляется авторам, данный показатель является одним из наиболее значимых компонентов индекса, так как сам по себе может служить достоверным репрезентативным индикатором качества жизни населения в российских регионах. С одной стороны, он объективно связан со степенью урбанизации (особенно в части наличия коммуникаций). С другой стороны, принимая во внимание сугубо российскую специфику, можно с полным правом утверждать, что урбанизация в России по факту связана с качеством жизни, а жилищные условия граждан и степень удовлетворения потребности в жилье (при всей остроте этой проблемы) на сегодняшний день являются адекватными индикаторами качества жизни россиян в целом.

Обратимся к статистике, чтобы понять, каково качество жилищных условий в нашем регионе. Итак, жилищный фонд в Красноярском крае на конец 2009 насчитывает 62,7 миллиона метров квадратных. По 21,7 квадрата на одного жителя. Правда, здесь стоит учитывать две вещи. Во-первых, не все жилье находится в собственности граждан, а во-вторых, собственность распределяется весьма неравномерно. Иными словами, у кого-то в собственности три квартиры, у кого-то — ни одной. Более 40 тысяч красноярских семей состоят на учете на получение жилья. Но решить свой квартирный вопрос удается немногим. В городе и крае действует ряд программ, рассчитанных на улучшение жилищных условий, правда, реализация их идет со скрипом. Если речь идет о предоставлении квартир бесплатно — нужно много времени и терпения. Программы, субсидирующие процентную ставку по жилищным кредитам, также не всегда доступны. Причина тому — изначально слишком высокая цена на недвижимость и недоступность ипотеки как таковой. И хотя банки, строители и риэлторы убеждают нас в том, что покупка квартиры сегодня стала реальностью, среди простых граждан такой уверенности нет.

— Я пробовал взять ипотеку, — делится Александр, — доход у меня неплохой, только большая часть зарплаты выплачивается в конверте. Банки вроде пошли на уступку и разрешили принести справку по собственно разработанной форме, но в обмен на такое “доверие” повысили мне процент.

— Когда я ждала ребенка, к нам пришла врач из женской консультации посмотреть на жилищные условия, в которых будет проживать мой будущий малыш, — рассказывает Полина. — Ей явно не понравилась наша однокомнатная хрущевка. И она спросила, не задумываемся ли мы о расширении, например, при помощи ипотеки. Я, преподаватель вуза, задумалась: а что тогда будет есть мой ребенок? Ипотека с ее ежемесячными платежами для нашей семьи отнюдь не вариант.

Обзаводиться хорошим жильем становится все сложнее. И это притом, что по статистике, сегодня каждая вторая сделка с недвижимостью заключается с участием кредита. Но ипотека по-прежнему недосягаема большинству из нас.

— Стоимость квадратного метра в крае завышена и переоценена, — уверен Владислав Королев, депутат Законодательного собрания Красноярского края. — Те деньги, которые просят строители за возводимый квадратный метр, несправедливы. Сейчас потребитель не может заработать таких сумм и берет ипотеку. Здесь выигрывают только двое — банк и строитель. Хотя ипотекой иногда это трудно назвать. Ни в одной развитой стране мира нет такого, чтобы человек брал кредит под еще недостроенное жилье. У нас может три года строиться дом, и потребитель все это время платит проценты за воздух. Да еще и какие ставки! На западе ипотека выдается под два-три процента, у нас — десять, а было время, когда и под двадцать. О каком здравом рынке недвижимости может идти речь? Это спекулятивный рынок жилья, на котором наживаются строители и банки. Высокая стоимость жилья, бесспорно, отражается на качестве жизни нашего населения. Большая часть не может обзавестись квартирой, улучшить свои жилищные условия. Для 80 процентов населения это недоступно, именно поэтому говорить, что в крае улучшается качество жизни, нельзя.

Эксперты рынка недвижимости оправдываются: сегодня себестоимость строительства высока — дело в дороговизне инфраструктуры. К тому же показатели возводимого жилья у нас все еще низкие. А тут действует простой закон экономики — если спрос есть, а предложение недостаточно высоко, то можно увеличить стоимость. Единственный выход, который видят эксперты, — наращивать объемы строительства.

Чтобы обеспечить россиян жильем на уровне Восточной Европы, необходимо строить его в три-четыре раза больше в течение 15—20 лет, прогнозирует президент Российской гильдии риэлторов Сергей Канухин. По его словам, на сегодняшний день обеспеченность жильем в России в среднем составляет 20 квадратных метров на душу населения, тогда как в Норвегии этот показатель составляет 74 квадратных метра, в США — 70 квадратных метров, в Германии — 50. По мнению Канухина, для достижения средних результатов по обеспеченности жильем в России необходимо строить в три-четыре раза больше того, что запланировано.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА