Кушать подано

Ностальгия: какие торговые марки продуктов пережили СССР

У части товаров сохранился внешний вид.

Ностальгия: какие торговые марки продуктов пережили СССР
Специальные цеха по производству консервированного молока начали открывать в стране при наркоме пищепрома Анастасе Микояне — в 1930-е годы.

Светлана Филиппова

Давно нет уже даже такого государства — Союз Советских Социалистических Республик. Но в памяти из той эпохи остался вкус некоторых продуктов, в основном — сладостей. А у части товаров сохранился внешний вид.

Самый дефицитный торт

Небольшой блиц-опрос среди красноярцев старше 55 лет показал: главной сладостью тогдашние дети считали сгущённое молоко.

— Очень хорошо помню: в самом-самом начале 1970-х годов, когда я пошла в первый класс, практически в каждом гастрономе в уличных витринах стояли целые крепости из бело-голубых банок со сгущённым молоком, очень высокие и мощные, как будто средневековые старинные замки, — говорит библиотекарь Виктория Немченкова. — Это было общедоступное лакомство, поэтому в холодильниках оно не переводилось. Потом, правда, исчезло с магазинных полок. Как, впрочем, и многие другие товары, которые перешли в категорию дефицитных. Тогда мне с Таймыра девочка-долганка, соратница по лагерю комсомольского актива, постоянно эти банки присылала. А ещё в студенчестве как-то ребята в общежитии мне вручили подарок. Казалось, что в коробке торт. Развязываю красный бант, а там... Шесть банок страшно дефицитной по тем временам сгущёнки! Я была очень рада.

Грызуны из теста

В СССР это лакомство имело особый статус. Его не просто хранили на чёрный день. Говорят, что в годы Великой Отечественной сгущённое молоко было продуктом стратегического значения, поскольку хранилось очень долго. Неслучайно хозяйки закупали его впрок, когда встречали в годы дефицита в магазине.

— Я очень сильно любила есть сгущёнку просто с чаем, — рассказывает альпинистка-перворазрядница Галина Савушкина. — Большой популярностью во время походов в нашей компании пользовалась овсяная каша со сгущёнкой. А в обычной жизни девчонки добавляли её в бисквиты, в коктейли, использовали в качестве соуса для любых сладких кушаний. Делали на её основе всевозможные кремы. Даже по традиции на конкурсе кулинаров в студенческом строительном отряде тортики готовили, склеивая сгущённым молоком обломки печенья или просто кукурузные палочки.

В общем, в Советском Союзе сгущёнка стала одним из главных продуктов кулинарии. Кто из нас не любил торты «Рыжик» и «Муравейник», пирожное «Картошка», орешки из теста с наполнителем из варёной сгущёнки?

— Я в школьные годы не мог понять, как правильно её варить, — делится инженер-двигателист Виктор Заварзов. — Вода у меня всё время полностью выкипала. Однажды пришли гости, а я как раз поставил банки на плиту... Мы общались, и вдруг — взрыв... Влетело мне, конечно, по полной программе от родителей, ещё бы — все стены на кухне были покрыты белой липкой массой. Потом уже мама доступно объяснила: варить сгущёнку следовало на медленном огне, чтобы содержимое банки прогрелось равномерно. Остужать продукт нужно было так: выключив огонь, оставить банку в воде до полного остывания примерно на 10 часов. Тогда и вкус будет наиболее полным.

Фото для фантика

В начале 1960-х годов в СССР кондитерам поручили создать шоколад: тогда в стране производили в основном горький, более полезный, но менее приятный на вкус. Идеальной рецептуры смогла добиться фабрика «Красный Октябрь» 60 лет назад.

— Моя соседка Раиса Яковлевна, кулинар со стажем, рассказывала, что изначально новый шоколад хотели назвать «Алёнушкой» по имени героини народных сказок, — вспоминает офицер запаса Сергей Николаев. — Для оформления обёртки планировали использовать картину Виктора Васнецова. Но, как говорила соседка, высшее руководство идею не поддержало. По их мнению, девочка с картины Васнецова была слишком грустной, да ещё и босой, — а в советской стране детство у всех должно было быть счастливым. Тогда «Красный Октябрь» решил назвать шоколад «Алёнка»: так ласково называли Елен, а в 1950–70-х годах это было самое популярное женское имя.

Интересный факт. После неудачи с васнецовской Алёнушкой руководство фабрики в 1965 году опубликовало в газете «Вечерняя Москва» объявление о конкурсе фотографий. Лучшее фото маленькой девочки обещали разместить на обёртке будущего шоколада. Победителем стал известный фотограф Александр Геринас, который прислал снимок своей дочери. Она и запомнилась больше всего. Правда, дизайнер сделал вместо карих глаз голубые, щёки — более румяными, а губы — припухлыми.

«Вдохновение» и зайцы

— Этикетка быстро стала популярной, — говорит жительница Красноярска Анна Маева. — Но она у меня твёрдо ассоциировалась со столицей: так получалось, что как раз перед Новым годом папа обычно уезжал в Москву в командировку и уже оттуда привозил много-много крошечных «Алёнок».

Фантик со сладкой плиткой был мечтой всех советских девчонок, потому что считался редкостью именно из-за картинки. Хотя были шоколадки и повкуснее.

— В детстве я каждый год ездила в пионерский лагерь, — вспоминает сотрудница книжного издательства Ирина Мирзоева. — В конце каждой смены всем ребятам вручали небольшие подарки по типу новогодних. Если не везло заполучить «Алёнку», очень радовались шоколадному «Вдохновению» с орехами, сделанному в форме палочек. В новогодние же праздники все без исключения ждали в подарок фигурных зайцев и Дедов Морозов в фольге. А одна наша одноклассница была обладательницей самой богатой коллекции этикеток с «Алёнкой» и даже дочку свою назвала в честь шоколадки!

В тему

Считается, будто всем известную бело-голубую этикетку для сгущённого молока создала в 1939 году художница Ираида Фомина. Её лаконичная геометрическая графика хорошо смотрится и теперь. Особое же внимание художница уделяла шрифтам и расцветкам, отсюда — и узнаваемый бело-голубой дизайн этикетки. Многие потребители сегодня предпочитают продукт именно в такой упаковке, ассоциируя её со вкусом советского детства.

Автор: Светлана Юрьева

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА