Проспект культуры
«Вся моя музыка напоминает куклу Франкенштейна»: Антон Ботов о своём музыкальном проекте TeplovisoR
Он рассказал нашему музыкальному обозревателю Дмитрию Попугину, как создает свои необычные экспериментальные композиции и поделился творческими планами.
Многие люди мечтают о чем-то, но боятся сделать резкие повороты на жизненном пути. Поэтому желания так и остаются мечтами, но музыкант и режиссёр Антон Ботов не боится воплощать в жизнь свои самые смелые творческие задумки. Он медик по образованию, но однажды решил снять фильм. В итоге получилась арт-хаусная картина под названием Novum Corpus. Она уже стала культовой в творческих кругах Красноярска. Также у Антона есть собственный музыкальный проект TeplovisoR, в рамках которого он экспериментирует с музыкой. Порой кажется, что благодаря таким решительным фантазёрам-энтузиастам творчество в провинциальных городах не теряет своей актуальности.
Антон Ботов побывал в редакции Gornovosti и рассказал музыкальному обозревателю Дмитрию Попугину о нюансах написания композиций, духе 1990-х и предстоящих планах.
— Антон, хочется сразу бросить в топку расспросы о том, что ты поел сегодня на завтрак, как ты отдыхаешь в свободное время и вопрос, который тебе задавали уже десятки раз: почему ты назвал свой музыкальный проект TeplovisoR. Попробуем сразу углубиться в эмоциональную составляющую твоего творчества на основе песни «Быть никем». Это композиция о предназначении человека, а также важности следовать за своими идеалами, желаниями и мечтами. Разрушим четвертую стену нашего разговора. Например, я эколог по образованию, а фотограф, который сейчас нас снимает, Дмитрий Шабалин, долгое время работал в газете «Городские новости» верстальщиком. Ты же медик по образованию и решился создать фильм и занимаешься музыкой. Как у тебя случились такие интересные творческие жизненные повороты?
— Мой музыкальный проект TeplovisoR появился больше пяти лет назад. Случилось это после трагедии в моей жизни. Я попал в эмоциональную яму депрессии и решил, что во мне есть силы более серьёзно заняться музыкой. До этого музыка была своеобразным хобби, всё писалось в стол, композиции слышали только мои друзья. Я задался целью, чтобы моё увлечение вышло на новый уровень. Это была некая игра. Я сказал себе, что если займусь сочинительством серьёзно, то ничего не потеряю. Главное, что это нравится мне самому и является неким жизненным мотиватором. Недавно я поймал себя на мысли, что я сильно заигрался в эту игру и уже переживаю за свои музыкальные результаты. Можно сказать, что эта музыкальная иллюзия овладела мной.
Что касается моего фильма Novum Corpus, то в детстве я мечтал стать режиссёром. Но судьба так сложилась, что я не получил режиссёрского образования. Появилась видеокамера, и я пытался снимать короткометражки. Опять же всё делал в стол, иногда это смотрели близкие друзья. Когда произошла пандемия, то я увлёкся написанием сценариев. Никакой базы знаний у меня не было, но тогда я понял, что сижу дома и просто спускаю драгоценное время в мусорное ведро. Мои знакомые также оказались в загнанном состоянии. И я предложил им сняться в моём фильме. Они согласились поучаствовать в этой затее. Я понял, что нужно делать фильм здесь и сейчас, иначе на подготовку к съёмкам и на доработку сценария может уйти огромное время. В итоге затея могла бы не реализоваться. Съёмки фильма шли два года. Из-за ковидных ограничений большую часть фильма отсняли в моей квартире с применением хромакея. Когда ограничения сняли, мы снимали под Октябрьским мостом и в двух красноярских барах.
— Ожидал, что у фильма и музыкального проекта будет положительный фидбэк (обратная связь – Прим. ред)?
— Если честно, то я этого совершенно не ожидал! Я раньше не мог понять, как люди воспринимают музыку. Когда я ещё жил в Лесосибирске, тогда уже существовал проект TeplovisoR, но у него не было слушателей. Фидбэк я получал через интернет от неизвестных мне людей. Когда я приехал в Красноярск и начал выступать, то тогда почувствовал живую обратную связь, и понял, что моя игра в музыканта не напрасна. Также произошло и с фильмом после его презентации в Доме кино. Лента нашла своих зрителей и ценителей. Сейчас фильм может посмотреть каждый желающий на YouTube.
— Антон, твоя музыка порой наполнена смелыми экспериментами. Совсем недавно у тебя вышел трек, который длится 39 минут, ты писал текст с помощью нейросетей, а музыкальные стили в рамках твоего проекта варьируются от синтипопа и электроклеша до фонка. Есть в твоём музыкальном проекте TeplovisoR общий музыкальный стержень?
— Скорее всего, общим стержнем в моём творчестве является стремление написать музыку, которая будет вне рамок и различных жанров, а также я хочу, чтобы мои треки вызывали ощущение свободы у слушателей.
— Расскажи о том, как ты создаёшь музыку в рамках проекта TeplovisoR. Есть у тебя принципы работы, которым ты стараешься следовать?
— Я выпускаю песни достаточно редко, так как делаю их долго. Чтобы песня получилась, должна состоятся её форма. Вся моя музыка напоминает куклу Франкенштейна, есть определённая мелодика и гитарные рифы, которые я пытаюсь соединить. В итоге получается, что я объединяю порой несоединимые вещи, включая тексты. Это занимает время. Я знаю, что многие пишут музыку, которая сама по себе вытекает в процессе. Некоторые начинают петь и играть, мелодия затем развивается, но я так не могу. У меня сейчас огромное количество заготовок, и я порой даже боюсь их переслушивать. Надеюсь, что мой музыкальный принцип куклы Франкенштейна я применю и на них.
— Ты говоришь, что долго и скрупулёзно работаешь над своим музыкальным материалом. Тебе присущ перфекционизм?
— Да, я заметил это за собой. И решил, что в определённые моменты надо научиться останавливаться. Иначе написание песен может напомнить бесконечный ремонт. Научился сам себе говорить: «Стоп!» После этого начинаю думать над созданием обложки и продвижением готового трека.
— Твои выступления часто наполнены театрализованностью. Ты выходил на сцену в образе космонавта, а на одном выступлении был зомби. Как тебе приходят такие идеи?
— По своей природе я очень стеснительный человек, образы мне нужны для комфортного выступления. Мне тяжело во время выступления быть самим собой. И как раз сейчас я пытаюсь наоборот уйти от этой театрализованности. Не хочу закапываться в этих образах, и, что самое важное, не вижу в них идеи, чтобы драматургически построить выступление.
— Мне кажется, что в твоей музыке много духа 1990-х. Это правильное мнение?
— Да, это действительно так! Так как большая часть моих инструментов, драм-машин и синтезаторов взяты из 1990-х и начала двухтысячных. Они придают звучанию музыкального проекта такой неповторимый вайб.
— Почему музыкальная эпоха 1990-х тебе наиболее близка?
— Мне нравится неповторимое ламповое звучание, которое присуще этой эпохе. Не люблю использовать различные плагины, ведь можно месяцами копаться в интернете и бесконечно их скачивать. У меня есть постоянный набор драм-машин и синтезаторов, с которыми мне приятно работать. Ничего кроме них я не использую.
— Я заметил на твоих концертах людей в возрасте 40+. Они танцуют и раскрепощаются рядом с молодыми зрителями. Таким танцевальным единением поколений пропитаны все твои концерты. Что можешь сказать на этот счёт?
— Я очень рад, что у меня разновозрастная аудитория. Порой на мои концерты приходят люди, которым нет и восемнадцати, а иногда замечаю зрителей далеко за сорок. Моя музыка не нацелена на определённый возрастной контингент, и я очень рад этому сложившемуся факту!
— Антон, у тебя тринадцатилетняя дочь. Как она воспринимает твоё творчество?
— Она следит за моим творчеством, знает песни, была на нескольких концертах, а также смотрела мой фильм. Недавно даже сделала по нему мем. Сейчас она купила камеру и намерена снимать своё кино. Хочется верить, что именно я повлиял на неё и подтолкнул к творчеству.
— Многим будет интересно узнать о твоих ближайших творческих планах.
— Я сейчас работаю над сценарием второго фильма. Надеюсь, что к лету его допишу и уже приступлю к съемкам. На этот раз я поставил перед собой интересную творческую задачу сделать романтическую комедию, но знаю себя и понимаю, что меня может унести куда угодно. Сейчас я структурирую историю, чтобы по ней написать сценарий. Что касается музыки, то доделываю демки, над которыми работаю уже очень давно. Надеюсь, что в этом году доведу их до ума, и слушатели услышат эти композиции.