Новости

Против “черной” метки

Против “черной” метки

Работа есть, а профессии нет

После восьми лет попыток ввести работу на рынке недвижимости в правовое поле появилась надежда на то, что рынок станет регулируемым: планируется, что проект закона “О риэлторской деятельности” поступит в Госдуму в этом году.

По оценкам аналитиков, до 40 процентов предложений объектов на продажу выставляются на неорганизованный рынок. Из них 10 процентов — это попытки граждан самостоятельно решить свой вопрос, еще 30 процентов — это сделки с привлечением так называемых частных маклеров и агентов, работающих в обход своих фирм-работодателей. Это создает дополнительные риски для потребителей и криминализирует обстановку в целом. Несмотря на то, что риэлторы помогают продавать и покупать недвижимость стоимостью в миллиарды, их риэлторская деятельность не обеспечена правовыми нормами. Ни в одном законе о таком виде деятельности не говорится. А значит, нет гарантий, что риэлтор получит полный пакет необходимых для сделки документов: бумаги, удостоверяющие право собственности, регистрацию людей по месту жительства и т. д. Не обязаны и органы власти содействовать профессионалам рынка недвижимости. А это в свою очередь обостряет проблему безопасности операций купли-продажи жилья.

Появление закона должно ситуацию стабилизировать и “вымыть” с рынка недобросовестных игроков. Его концепция предусматривает трехуровневую структуру. Во-первых, на федеральном уровне будут разработаны стандарты и программы обучения. Во-вторых, на региональном — разработаны реестры. Всего предполагается четыре их вида: реестр сертифицированных компаний, реестр аттестованных специалистов, реестр учебных заведений и реестр Территориальных органов по сертификации. В-третьих, муниципалитетам передадут полномочия по приему фирм в саморегулируемые организации. Информация о том, какие агентства работают в полном соответствии с законом, будет доступна всем потребителям. Клиенты получат возможность влиять на риэлтора: в случае оказания некачественной услуги ему будет грозить лишение сертификата.

— Правила работы на рынке недвижимости должны быть определены очень четко, будь то закон, лицензирование или сертификация, — считает Алексей Лагутин, директор агентства недвижимости “Кром”. — Должно быть понятно, кто аттестовывает риэлторов, нужно прописать кодекс этики. Сегодня прийти на рынок очень просто: создать ООО, снять офис с двумя стульями и столом, и все — появилось агентство недвижимости. Какие оно гарантии дает, не исчезнет ли завтра — кто его знает.

Я работаю в этой сфере 16 лет и уверен, что каждый потребитель должен легко находить информацию об агентстве. А сегодня главная ассоциация со словом “риэлтор” — черный. Но почему называют риэлторами людей, которые пытаются стариков на улицу выселить или права ребенка ущемить? Это обычные бандиты! Надеюсь, что закон хотя бы отчасти перекроет мошенникам дорогу на рынок. А есть ведь и другая проблема. Мы работаем десяток лет, платим все налоги, но как таковой профессии “риэлтор” до сих пор официально не существует (их не готовят в вузах, нет в перечне профессий). Может быть, нормативные акты изменят эту ситуацию: ведь агенты в своей работе несут ответственность за весьма ценное имущество и должны быть высокопрофессиональными специалистами. В институтах нужны специальные профильные кафедры с учебниками, не просто переведенными с английского языка, а адаптированными под наши условия. Вот тогда-то и можно создавать стандарты, по которым будет аттестован риэлтор, и проверять его квалификацию.

С ним согласна и Ирина Вольф, директор агентства недвижимости “Жилищный капитал”. По ее мнению, существующих сегодня учебных курсов, которые превращают человека с улицы в риэлтора, недостаточно. Профессия должна быть наконец признана государством, чтобы в образовательных учреждениях появились разработанные программы обучения и стандарты проверки знаний. И тогда профессионал получит возможность запрашивать информацию в государственных органах, коммунальных службах в интересах своего клиента. Так что от появления закона выиграют обычные люди, которым не надо будет бояться: действительно ли квартира юридически “чистая”, или риэлтор не смог получить все гарантирующие безопасность сведения.

Сейчас единственным показателем качества работы агентства и его сотрудников является система добровольной сертификации агентств. Она пришла на смену обязательного лицензирования риэлторской деятельности, которое отменили в 2002 году. Вообще по закону компания может работать на рынке и без лицензии, и без сертификата. Сразу после отмены лицензирования на рынок выпорхнули фирмы-однодневки, и через несколько лет доверие в профессии “риэлтор” заметно упало. За эти годы добровольную сертификацию прошли менее пяти процентов от всех российских агентств. Между тем суть ее в том, что деятельность риэлторской компании досконально проверяется на предмет соответствия государственным стандартам в области нормативно-договорной базы, соблюдения требований конфиденциальности информации и безопасности клиента, обеспечения юридической чистоты сделок и по многим другим критериям. Как написано в положении о сертификации Российской гильдии риэлторов: “Региональные органы по сертификации обязаны предоставлять потребителям (в том числе и по телефону) информацию об аттестованных специалистах по работе с недвижимостью сертифицированных фирм, в том числе полномочных подписывать с клиентами договоры купли-продажи недвижимости, что является мощным стимулом для обращения клиента именно в сертифицированную фирму”. Контролировать оставшиеся 95 процентов компаний просто некому.

— Законодательное регулирование необходимо. Но у закона “О риэлторской деятельности” за долгие годы было так много разработчиков, что никто не понимает, какой вариант будет внесен в Госдуму, — говорит Виктор Тугунов, директор агентства недвижимости “ПОСАД”. — Сегодня в профессиональном риэлторском сообществе назрели серьезные проблемы, и решать их надо на уровне государства. Не все участники рынка пришли работать всерьез и надолго и относятся к своим обязательствам добросовестно. Как потребителю разобраться, кому стоит доверять? Да, есть система добровольной сертификации. Но на красноярском рынке более 300 агентств недвижимости, а сертификацию прошли лишь 15. И кто будет разбираться в таких нюансах? Покупатели и продавцы корочки не спрашивают, надеются на авось. В случае каких-то проблем клиент защищен Гражданским кодексом, законом о Защите прав потребителя и договорными отношениями, но все эти правовые акты не учитывают специфику рынка и не регулируют множество возникающих специфических ситуаций.

Новый закон несет в себе выгоды не только для потребителей и профессиональных участников рынка недвижимости, но и для самого государства. Сертифицированная и прозрачная работа риэлторов снизит риски сделок, а значит, граждане будут больше социально защищены. Вырастут и поступления в бюджеты всех уровней, так как налоги будут исчисляться от реальной стоимости объектов, прописанной в договорах, которые сегодня не проверяются. Ну и наконец, в государстве появится новый регулируемый, но вместе с тем активно развивающийся рынок.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА