Новости

“Дай дураку дорогу”

“Дай дураку дорогу”

Золотое правило дисциплинированных водителей

Семьдесят процентов респондентов считают виновниками дорожных происшествий водителей-лихачей. Таковы результаты опроса, проведенного на сайте “Городских новостей”.

Мы продолжаем серию материалов рубрики “Вопрос месяца”. Радует, что этот проект сразу нашел отклик у красноярцев. Напомним, мы приглашаем читателей к обсуждению темы: почему на российских дорогах столько аварий?

В чем дело — в качестве подготовки, недосмотре инспекторов ГИБДД или всеобщем неуважении друг к другу, рассказали наши эксперты.

Вместе с Андреем Маерчуком, начальником ГИБДД УВД по Красноярску, мы проанализировали статистику происшествий за последние десять месяцев. Причем речь шла только о серьезных ДТП, где были пострадавшие. Мелких аварий только в нашем городе происходит до двухсот в сутки!

Больше всего зарегистрировано наездов на пешеходов — 688 случаев. Сорок пять человек погибли. Причем 137 наездов совершены на пешеходных переходах, нарушение правил очевидно.

Немногим меньше столкновений. В 607 дорожно-транспортных происшествиях погибли семь человек, а 848 получили травмы.

Кроме того, в городе зарегистрировано 23 опрокидывания автомобилей, в результате которых пострадали 29 человек, один погиб. Причина такого рода происшествий, как правило, превышение скорости. Часто в подобные аварии попадает молодежь, водители в нетрезвом состоянии. Еще одна говорящая цифра — 25 случаев наездов на техническое средство. То есть ситуации, когда один автомобиль стоял, а другой в него врезался.

Заметим, что за все десять месяцев техническая неисправность авто стала причиной дорожного происшествия лишь в одном случае.

Очень много аварий происходит на перекрестках, когда водители несутся, совершенно не глядя по сторонам. Чуть меньше ДТП из-за выездов на встречную полосу, но зачастую такое нарушение приводит к серьезным последствиям: тяжелые травмы получают водители и пассажиры сразу нескольких машин, не говоря уже о многочасовых пробках на оживленных трассах.

— Причина не в отсутствии знаний правил у водителей, а в элементарном неуважении к остальным участникам дорожного движения, пренебрежении правилами, — говорит Андрей Маерчук.

Чаще всего нарушать правила начинают водители со стажем примерно три года. Этому есть объяснение. Осторожность, свойственная новичку, постепенно проходит, появляется мнимая уверенность в своей опытности.

Только вот эта уверенность у некоторых граничит с хамством. Среди виновников серьезных ДТП процент водителей со стажем пятнадцать и более лет гораздо меньше. Однако и на опытных товарищей иногда “что-то находит”. К несчастью, цена наваждения бывает очень высока. В ГИБДД вспоминают случай, когда водитель междугороднего автобуса на улице Глинки сбил мальчика, переходящего проезжую часть. Мужчина попытался по встречной полосе объехать пробку, растянувшуюся возле железнодорожного переезда, ребенка он заметил слишком поздно. Зачем нарушал правила, почему поторопился, водитель объяснить не смог. Выяснилось, что и нареканий за все эти годы к работе мужчины не было.

Распространенное убеждение о том, что наибольшее число наглецов ездит на дорогих машинах, в ГИБДД не подтверждают. Хаос часто создают владельцы как раз скромных авто. Наблюдения последних лет показывают, что на дороге лучше держаться подальше от тонированных девяток.

Аргумент некоторых шовинистов “беспорядок на дорогах от того, что много баб за рулем” тоже не находит официального подтверждения. Более того, статистика говорит о том, что виновниками ДТП с серьезными последствиями в 80 процентах случаев становятся мужчины. И это притом, что количество женщин на дороге год от года растет. Все-таки у слабой половины более развит инстинкт самосохранения.

Часть респондентов нашего опроса виновниками высокой аварийности назвали автошколы. Мол, готовят сегодня курсантов как попало, экзамены принимаются абы как, часов вождения не хватает, технический парк плохой. Нарекания к работе ряда автошкол, квалификации инструкторов, порядку аттестации действительно обоснованны. Но опять же, если посмотреть на статистику по видам ДТП, становится ясно, что трагедии случаются из-за нарушения элементарных правил. Речь идет не о столкновениях на каких-то сложных перекрестках или развязках, людей на огромной скорости сбивают прямо под знаком “Пешеходный переход”.

— Разумеется, ни одна автошкола не учит своих курсантов проезжать на красный или нестись по встречке, — говорит Евгений Лавриков, начальник отдела профессиональной подготовки одной из краевых автошкол. — Думаю, многие согласятся с тем, что происходящее сегодня на дорогах демонстрирует в целом культуру поведения в обществе.

Глядя на то, из-за чего порой происходят эмоциональные разборки между автовладельцами, думаешь, что некоторым из них вождение транспортного средства явно противопоказано. Не справляются они с этой ответственностью. Сегодня психологи могут выявить у человека склонность к нарушению правил и запретов. Любых, не только дорожного движения. Существуют специальные методы диагностики, позволяющие определять это достаточно точно. Однако вряд ли в ближайшее время работа с подобными тестами станет обязательным условием прохождения медкомиссии.

— Здесь встает серьезный правовой вопрос, — объясняет врач-психотерапевт Наталья Комарова. — Тесты определяют склонность, однако не факт, что человек обязательно нарушит запрет. Поэтому если мы говорим об обязательной диагностике такого рода, то это уже ограничение в правах.

Сама Наталья Владимировна уже опытный водитель. Рассказывает, что когда-то ее поразила организация дорожного движения в Египте. Там в многомиллионных городах преимущество на проезжей части у того, кто громче сигналит.

— По-моему, у нас сейчас творится нечто подобное, причем с каждым годом ситуация все более удручает, — считает психотерапевт. — Печально, что дорога становится для многих способом самоутвердиться, каждый считает, что преимущество, несмотря на правила, у него. Это говорит о существующих комплексах неполноценности.

Вы не в состоянии повлиять на ситуацию на дороге в целом. Лихачей, истеричных или наглых водителей лично вы уже не исправите. “Отвечайте за себя”, — советует Наталья Комарова. Совет банальный, но действенный.

— Пропускайте, притормаживайте, думайте, прежде всего о своей безопасности, — говорит Наталья Владимировна. — Я, например, всегда соблюдаю скоростной режим и не обращаю внимания на нервные сигналы некоторых водителей.

“Дай дураку дорогу” вообще должно быть золотым правилом дисциплинированных водителей. Проезжая часть не место для выяснения отношений и демонстрации собственных амбиций.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА