Общество
«У нас есть надежда и вера, что всё будет хорошо». Как красноярцы помогают жителям Луганской Народной Республики хранить память о прошлом и с уверенностью смотреть в будущее
Красноярские строители в этом году уже ведут ремонт кровель соцучреждений и жилых домов Свердловска.
Музей, библиотека, дворец творчества, детская школа искусств… Для территории, которая пережила войну и блокаду, долгие годы испытывала колоссальное давление и острую нехватку даже элементарных благ цивилизации, всё это кажется излишеством. Дохода такие учреждения не приносят, наоборот, только средства и ресурсы отвлекают. Однако жители города Свердловска Луганской Народной Республики (ЛНР), несмотря на все трудности, смогли сохранить свои очаги культуры. А на вопрос о том, как им это удалось, отвечают: «Здесь люди очень любят свою работу и понимают: жизнь будет продолжаться».
Карасей меняли на муку
Ранее мы уже рассказывали о городе Свердловске, расположенном в Донбассе возле самой границы с Ростовской областью. Напомним, во времена СССР это было вполне благополучное шахтёрское поселение. Но уже в девяностые многие предприятия закрылись, всё стало ветшать и постепенно разваливаться. А в 2014-м жители не приняли результаты киевского майдана и в ответ получили настоящий геноцид.
— Я родилась в Свердловске, училась в институте в Днепропетровске, — вспоминает ведущий методист местной городской библиотеки Ксения Короткова. — Вернулась назад вместе с детьми как раз в четырнадцатом году. Все уезжали, а я рвалась сюда, потому что здесь моя Родина. После всего, что мы пережили, я скажу так: люди наши — герои. Честно говоря, мы десять лет назад сразу и не поняли, что новые власти с жителями воюют всерьёз, казалось, что это неправда и всё скоро прекратится. Так не может быть! Но становилось только хуже. Танки, обстрелы, а затем вокруг города кольцом встали войска, которые не давали завозить продукты. Был голод. Мой отец ездил на рыбалку, а потом менял рыбу на муку. Так мы и выжили — готовили из карасей всякие блюда…
Свои грустные истории о тех тяжёлых временах есть у каждого жителя Свердловска. Например, студенту местного медицинского колледжа Денису Бедрикову в 2014-м было всего восемь лет, однако он хорошо запомнил страх, который навис над городом. А ещё походы к скважине за водой, так как украинские военные перебили водопровод.
— Сложно описать словами, как мы тут жили, — продолжает Ксения Короткова. — Нас лишили обычных цивилизационных благ, самых простых, элементарных вещей. Все могут, а мы нет. И так продолжалось восемь лет. Только сейчас, после воссоединения с Россией, всё стало выправляться.
Без замены 65 лет
Сегодня в самом Свердловске спокойно: мины и снаряды до этого города не долетают, для дальнобойных ракет и дронов здесь очевидных целей нет. Однако за прошедшие с момента распада Союза три с лишним десятка лет всё настолько обветшало и износилось, что о благополучии говорить не приходится.
Два года назад над Свердловском взял шефство Красноярский край. Наши компании занимаются капитальным ремонтом соцобъектов, а также реконструкцией дорог, общественных пространств и жилых домов.
Как относятся местные к сибирякам? Честно говоря, мы слышали только слова благодарности. Так, жители улицы Кооперативной попросили передать персональное спасибо рабочим, которые восстановили у них электроснабжение. В начале февраля на Свердловск обрушилась стихия — ледяной дождь. Ветхие сети буквально рухнули, и в некоторых домах больше недели не было света. Красноярцы пришли на помощь, стали отрабатывать срочные заявки на ремонт.
— К нам приехали настоящие профессионалы, которые без лишних слов и перекуров поставили этот столб, подключили электричество, — поделились свердловчане. — Мы же своими силами не справлялись с катастрофой. Ваши специалисты всё сделали чётко и быстро, мы прямо любовались их работой.
Но столб — это, честно говоря, мелочь. А вот здание коррекционной школы-интерната из ближнего пригорода Свердловска требует немалых вложений. Построено оно в 1959 году, при этом окна, крыша, полы и двери — родные. То есть стоят без замены 65 лет!
— Чтобы сохранить тепло в помещениях, мы окна затянули плёнкой, — отмечает директор учреждения Светлана Дроботова. — Но всё равно несёт. А у нас 73 ребёнка с особенностями ментального развития, которые живут тут круглосуточно. Им так необходимы и тепло, и уют.
Удивительно, но этот интернат не закрылся ни в 2014 году, ни в период непризнанной никем Луганской Народной Республики. Ведь и денег не было, и продуктов — работники из дома еду носили, чтобы ребят накормить! И выстояли. А сейчас все с нетерпением ждут начала ремонта, который запланирован на этот год.
— Мы уже ведём работы по проектированию, — рассказывает Сергей Ткачёв, представитель красноярской строительной компании ООО СТМ. — Будем ремонтировать санузлы, заменим окна и крышу. Тут всё очень старое, и не только в этом здании. Иногда заходим на объект с определённым видом работ, а по ходу выявляются новые проблемы. Пока делаем крышу, выясняется, что потолок в негодном состоянии. Из-за протечек все перекрытия сгнили. Приходится менять.
Скрипка и немножко нервно
За два года наши земляки проделали в Свердловске огромный объём работ: отремонтировали несколько школ, больниц и дорог. А ещё организовали летний отдых для ребятишек в детских лагерях, завезли медицинское, противопожарное и другое оборудование, коммунальную технику, учебники. Кроме того, красноярцы передали детской школе искусств новые музыкальные инструменты. И это прямо-таки отдельная, очень трогательная история.
Вообще, удивительно, как этот стойкий город сумел сохранить учреждения для творческого развития детей. Сегодня в Свердловской детской школе искусств № 1 занимаются музыкой, рисованием, хореографией и театром 347 юных учеников.
— Конечно, нам непросто, но мы боремся, стараемся, — признаётся Галина Братищенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — Наши дети столько пережили… Конечно, они пока замкнутые, но мы делаем всё, чтобы ребята стали более открытыми. И в этом нам помогает общение с сибиряками. Первый раз мы встретились во время телемоста с красноярской музыкальной школой № 1 — это было год назад. Они для нас играли, мы для них. Так и познакомились.
Прошлым летом в свердловскую школу искусств пришёл подарок от красноярской филармонии — три скрипки, созданные на одной из лучших фабрик мира. Таких здесь никогда не было! Одна из преподавательниц не удержалась, достала инструмент из футляра, заиграла на нём, а потом расплакалась со словами, что наконец-то услышала звук настоящей скрипки!
— Такие инструменты должны храниться в подходящих условиях, да и детям необходимы комфорт и тепло, — уверена Галина Братищенко. — А наше здание, к сожалению, старое. Когда дуют ветра, становится очень холодно. Но в этом году школу приведут в порядок. Сейчас красноярские специалисты перекрывают крышу, а потом утеплят фасад. Так что мы с оптимизмом смотрим в будущее.
«Фадеев к нам не приехал»
В свердловской городской библиотеке, которая носит имя нашего земляка Виктора Петровича Астафьева, никаких коммунальных проблем нет. Потому что здание, в котором располагается книгохранилище, красноярцы полностью реконструировали ещё в прошлом году. Большинство изданий уже расставлено по полочкам, причём на одном из самых видных мест — роман Александра Фадеева «Молодая гвардия».
Такое внимание именно к этой книге неудивительно — ведь она рассказывает о юных подпольщиках Краснодона, до которого от Свердловска по трассе меньше 30 километров. Так что этот роман здесь очень любят, правда, с одним но…
— «Молодую гвардию» мы читаем и перечитываем, однако немного обидно, что все знают лишь о Краснодоне. А ведь в нашем городе в годы Великой Отечественной войны тоже было активное подполье, просто Фадеев к нам не приехал, — поделилась Татьяна Мирошникова, заместитель главы администрации Свердловского муниципального округа ЛНР. — Но мы память о героях всегда хранили и будем хранить.
К славному прошлому здесь действительно относятся с большим почтением. И то, что город, несмотря на все сложности, сумел сохранить свой музей, — вовсе не случайность, а закономерность. Такие уж тут люди.
— Заработной платы не было, есть было нечего, но сотрудники продолжали ходить на работу, — рассказывает Ирина Завируха, заместитель директора Свердловского краеведческого музея. — Большая часть коллектива была сохранена, а в 2016 году пришли новые специалисты. И мы на сегодняшний день являемся лучшим музеем Луганской Народной Республики. Стараемся успевать за коллегами из Российской Федерации, смотрим на наших старших братьев — Москву, Саратов, Красноярск. Учимся, перенимаем опыт.
Когда Луганская и Донецкая Народные Республики вошли в состав России, у местных музейщиков появилась возможность съездить к нам, в Красноярск. Для обмена опытом. Побывавшие в Сибири девочки (они действительно очень молоды) говорят, что поначалу немного побаивались, думали, будет холодно. Но с погодой им повезло, хотя и были у нас в конце декабря. Не замёрзли, насмотрелись и по вечерам нагулялись (в Свердловске так не получится, комендантский час). Конечно же, наобщались с красноярцами, причём из уст свердловчанок прозвучала довольно странная фраза: «Мы не чувствовали себя ущемлёнными, с нами все были на равных. Это очень приятно». Даже удивительно, неужели с такими славными, увлечёнными и искренними девушками можно говорить свысока?
Ну а одним из самых вкусных впечатлений от Красноярска стали… конфеты!
— Мы побывали на фабрике «Краскон», это было так здорово, — восхищённо делится Ирина Завируха. — Попробовали такие вкусные сладости, свежайшие. Решили такие же привезти домой. Заскочили перед отлётом в магазин на проспекте Мира, а там большие очереди — человек по 20 на каждую кассу. Но сибиряки очень душевные люди, пропустили нас, чтобы мы не опоздали на самолёт. Дали нам возможность купить конфеты!
Сети спасения
Когда общаешься с жителями Свердловска, невольно забываешь о том, что находишься в регионе, на территории которого сейчас идут жестокие бои. Может быть потому, что люди здесь искренне мечтают о мирной, счастливой жизни и всеми силами пытаются приблизить её. Так, студент медколледжа, Денис, хочет стать врачом и решает, в какой российский вуз направить документы. А сотрудница музея Ирина сетует, что в Красноярске не побывала на Столбах и интересуется, в какое время года лучше посетить нацпарк. Наконец, хореограф из одного из ДК, Елена, изучает график детских фестивалей, на которых могут выступить её воспитанники.
— У нас есть надежда и вера в то, что всё будет хорошо, — резюмирует общее настроение Елена Бородина, директор Дворца культуры имени Ленина из посёлка Червонопартизанск. — Ещё пару лет назад молодые люди говорили: мы уедем, здесь нельзя находиться. А теперь всё расцветает. Культурные учреждения возрождаются, уровень жизни поднимается, все хотят остаться. Вот увидите, Свердловск со временем станет таким же помощником луганским городам, каким стал для нас Красноярск.
Честно говоря, такая уверенность очень заряжает. И всё-таки пока ещё город Свердловск — это ближний тыл. Практически в каждой семье есть люди, которые сражаются за эту землю, и этим ребятам здесь стараются помочь.
Например, совет женщин при администрации Свердловска организовал целое производство по плетению маскировочных сетей. В сентябре 2023-го они занимали крохотное помещение, а сейчас уже работают в большом холле Дворца культуры. Только там удалось разместить всех желающих.
— Я на странице соцсети «Одноклассники» увидела объявление о центре по плетению сетей, — рассказывает Светлана Овчинникова, мама военнослужащего, который сражается в Донбассе с 2015 года. — Пришла, попробовала. Меня в этот момент сфотографировали. Когда сын на побывку приехал, я ему этот снимок показала. А он мне говорит: «Мам, так это то, что нам надо». И я, конечно, продолжила. Три раза в неделю приезжаю, плету.
То, что сети действительно очень нужны на фронте, нам подтвердили бойцы из Красноярска. Ребята приехали в Свердловск за гуманитарной помощью. Коробки с коптерами, тепловизорами, оптическими прицелами и другой необходимой на фронте техникой им отправила администрация Красноярского края.
— Конечно же, любая посылка для нас очень ценна, мы чувствуем, что страна поддерживает нас, что мы одна семья, — признался один из бойцов. — Но особую благодарность хочется выразить женщинам, которые плетут маскировочные сети. Потому что это труд, который буквально спасает нам жизни. Также спасибо за гуманитарную помощь руководству края и губернатору, который искренне горит идеей помощи фронту. Он настоящий сын своего Отечества. Это чувствуется.
Также бойцы уверены, что россияне обязательно должны помогать новым регионам страны.
— Мало кто об этом говорит, но люди здесь живут плохо, — считает красноярец, защищающий землю Донбасса с 2022 года. — И хотя сейчас, после присоединения к России, стало лучше, всё равно поддержка им просто необходима. Когда приезжаешь отсюда домой, в Красноярск, понимаешь, насколько велика разница в уровне развития регионов. А ведь весь наш народ должен жить спокойно и благополучно. Значит, и мы не должны отсиживаться, когда другие страдают. Такого никогда не было, мы же сибиряки.
Акцент
Одна из самых болезненных тем для жителей Донбасса — родные, которые оказались по ту сторону линии фронта. В том числе дети, кровиночки! Родители сильнее всего переживают за взрослых сыновей. Ведь о том, что в большинстве городов Украины мужчин ловят на улицах, дабы отправить на фронт, здесь знают не из телевизора. Такую информацию они получают от своих близких. При этом на политические темы с родственниками, живущими на западе, стараются не говорить, мол, надо быть сумасшедшим, чтобы заводить подобные беседы.