Новости

А поутру она проснется...знаменитой!

А поутру она проснется...знаменитой!

Некоторые тренеры и судьи XXXII Всероссийского турнира по художественной гимнастике “Огни Енисея” сами в свое время были его участницами. За прошедшие годы красноярский турнир только набирал популярность, и сегодня трудно представить, что когда-то его просто не было. В этом году в нем участвовало 37 мастеров спорта, а всего — около трехсот спортсменок. От опытных лидеров команд Омска, Новосибирска, Красноярского края до десятилетних перворазрядниц, для которых “Огни” — пока самый крупный старт в их недолгой карьере.

Одна из таких малышек-дебютанток после выполнения упражнений с лентой в последний день соревнований взяла и просто-напросто уснула, распластавшись на сидениях одной из трибун у ковра в зале Дворца спорта им. Ивана Ярыгина. Да так крепко, что не слышала ни музыки, ни разговора старших подруг по команде. Даже когда тренер подошла к ней и стала тормошить, пытаясь добудиться, девочка лишь на мгновение приоткрыла веки. И, не проронив ни звука, вновь уронила голову на кресло. Тренер посмотрела на спящую — пока еще не красавицу, — вздохнула и отошла в сторону к другим гимнасткам. А мне вспомнились споры спортивных педагогов о том, стоит ли нацеливать юных гимнасток с самого начала на достижение спортивных успехов с теми специалистами, кто исповедует другие принципы подготовки. Они, если в двух словах, во главу угла ставят не овладение сызмальства сложными элементами гимнастической техники, а развитие чувства ритма, выразительности движения под музыку, гибкости и координации движений. То есть тех качеств, которые помогут спорстменкам в дальнейшем не превратиться в “молоденьких старушек”, которым уже и смотреть-то на обручи и булавы не хочется — настолько они к 17—19 годам выхолощены.

Да простят меня педагоги, но бывая на тренировках и соревнованиях юных гимнастов, акробатов, футболистов (и “Огни Енисея” не исключение), я часто становился свидетелем не тренировочного занятия, а того, что ревнители классического типа постепенного воспитания именуют терминами “дрессировка” или “натаскивание на результат”. И дети выходят на гимнастический ковер, футбольное поле, в легкоатлетический сектор не для того, чтобы получать радость от движения и умения управлять своим телом — больше всего они боятся совершить ошибку и не выполнить задание тренера. Получить от него словесную взбучку. Впрочем, многие считают, что все это неизбежные составляющие спорта. Без труда, борьбы и напряжения сил успеха не добьешься. Кто же спорит, но хочется если и видеть детские слезы на соревнованиях, то не как реакцию на слова наставников, а от радости победы или обиды на саму или самого себя.

Но вернемся из спортивного закулисья к тому, что зрители видели на самом спортивном ковре. А видели они всех сильнейших гимнасток-художниц Сибири и будущих звезд. Причем в самом достойном виде. Нынешний турнир “Огни Енисея” пришелся для лидеров региона как никогда кстати. Дело в том, что календарь российских соревнований в этом году изменился — и красноярские старты стали предшествовать чемпионату страны. Таким образом, лучшие гимнастки получили возможность обкатать свои программы на официальных соревнованиях до главного старта, который назовет не только лучших гимнасток России, но и лучшие регионы.

Красноярский край в числе финалисток чемпионата страны будут представлять Яна Цеханович и Полина Москаленко, которые тренируются в бригаде Ирины Арютиной. Обе они успешно выступили на “Огнях Енисея”. Яна долго лидировала, но ее подвели коварные булавы, и она немного уступила в борьбе за первое место по сумме многоборья Светлане Устиновской из Омска. Также около пяти десятых балла проиграла борьбу за бронзовую медаль и Полина Москаленко — ее обошла Татьяна Вавренчук из Новосибирска.

Борьба сильнейших художниц проходила на глазах не только зрителей (коих, к сожалению, было немного), но и тех, кто придет лидерам на смену. А это самая лучшая школа, самый наглядный и действенный стимул к совершенствованию своего мастерства. И будем надеяться, что наши “Огни” родят новых звездочек художественной гимнастики.

Об этом можно говорить вполне уверенно, поскольку результаты сибирских гимнасток в соревнованиях по различным возрастным группам свидетельствуют о том, что в стране есть только еще один регион, где художественная гимнастика развивается столь же успешно, как и в Сибири. Это Центральный федеральный округ, включающий в себя Москву. Давайте на всякий случай запомним имена победительниц “Огней” в различных номинациях. Среди самых юных (2000 год рождения), выступавших по программе первого разряда, лучшей стала Кристина Кравченко (Красноярск), у тех, кто на год старше — Александра Акреева (Иркутск). Первые два места среди гимнасток 1998 года рождения, выступавших уже по программе кандидатов в мастера спорта, заняли красноярские спорстменки Анастасия Заречная и Софья Спиридонова, у девочек на год старше — новосибирская гимнастка Алина Слесарева, а среди девушек 1996 года рождения — Наталья Черкашина (Красноярск).

В целом гимнастки Красноярского края и СДЮСШОР Красспорта выступили на соревнованиях успешно — практически во всех возрастных группах в первой десятке наши юные художницы представлены достойно. Но я бы не хотел акцентировать на этом ваше внимание, поскольку считаю, что все эти показатели выполненных разрядов и занятых мест на юношеских турнирах — дань бюрократическому прошлому и, к сожалению, настоящему. По-настоящему радоваться спортивным успехам мы должны, когда речь идет о взрослом спорте высших достижений. Нас же, как и самих юных спортсменов, больше удовлетворяет вовлеченность наших детей в мир спорта. А увлечение спортом должно помогать детям расти здоровыми, радостными и получать от жизни удовольствие.

Точно так же, как его получают большинство тех девчушек, что выступали под сводами ярыгинского. Они действительно стремились “танцевать музыку”, как любит говорить Елена Босых — самый знаменитый красноярский тренер, а не просто выполнять нудные упражнения с мячами, лентами, обручами и булавами. И часто это делали настолько выразительно и чисто, что было просто жаль — это пиршество мелодий и ритмов, прыжков и танцевальных па видело так мало людей. А представьте, что в скором времени художницы, возможно, станут управляться во время выступлений не с двумя булавами, а с предметами различных форм и веса одновременно. Например, мячом и лентой. Сказка и фантастика — уже рядом с нами. Как и та юная гимнастка, которая однажды утром, быть может, проснется знаменитой. На весь мир.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА