Новости

Найди отличия

Найди отличия

Чего ждать от казенных, бюджетных и автономных учреждений?

Существующая сеть государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги населению, создавалась преимущественно в советский период. С той поры в их работе мало что изменилось.

Финансирование учреждений осуществляется из бюджета главным образом по смете. При этом результаты их работы в расчет практически не принимаются. В подобных условиях заинтересованность учреждений в улучшении организации своей деятельности, повышении качества услуг и эффективности расходов недостаточно высока. С нового года ситуация изменится кардинально.

О необходимости совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений заявил президент страны Дмитрий Медведев в своем бюджетном послании в мае 2009-го. А годом позже был утвержден Федеральный закон № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственных (муниципальных) учреждений”. Главная цель нового документа — повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны, переориентировать их на запросы и интересы граждан России.

— Закон принят, подписан президентом, а значит, его нужно исполнять, — говорит Виктор Шевченко, первый заместитель главы города. — Сегодня вокруг документа ходит немало слухов и спекуляций. Много рисков преподносится, которые якобы несет в себе данный закон. В ситуации необходимо разбираться.

На сегодняшний день в Красноярске и в целом по стране сложилась практика, когда механизмы финансирования бюджетных учреждений таковы, что денег на их функционирование выделяется столько, сколько есть в бюджете, тогда как требований предъявляется гораздо больше. Такой принцип финансирования, по мнению Виктора Васильевича, порождает негативные тенденции в деятельности учреждений — “отсюда незаконное взимание платы за оказание услуги, необоснованная очередность”. Закон, переводя муниципальные учреждения в категории бюджетных, казенных и автономных, вносит серьезную корректировку в их деятельность в плане привязки к государственным задачам. С одной стороны, появляется возможность выстроить свою работу с властью на условиях четкого договора: сколько денег выделено, столько услуг и оказано. С другой — у некоторых учреждений появится законная возможность самостоятельного заработка за счет ведения внебюджетной деятельности.

В этой связи у общественности возникает серьезное опасение: не станут ли муниципальные услуги платными? Для начала стоит разобраться, в каких учреждениях в принципе возможно взимание платы и за что.

Казенные учреждения в этом отношении самые строгие. По сути, их статус совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета на основании сметы.

— Учреждения данного вида — прямая зона ответственности власти, поэтому механизм учета расходования средств в них должен быть наиболее жестким, — поясняет Виктор Шевченко. — Они будут существенно ограничены в оказании платных услуг, но они и не для этого созданы.

Такой статус получат учреждения, полностью или частично выполняющие полномочия и функции муниципалитета (например, централизованные бухгалтерии и учреждения социальной защиты, которым переданы полномочия по выполнению публичных обязательств).

Основное количество учреждений с 1 января 2011 года будет автоматически переведено в статус муниципальных бюджетных.

Также запланирован переход некоторых учреждений в статус автономных. В Красноярске ряд учреждений в сфере спорта и культуры уже несколько лет работают в статусе автономных. С 2008 года на такой тип работы перешли четыре учреждения спорта и одно — культуры, с 2009 года — два учреждения спорта и четыре — культуры. Этот опыт будет использован в дальнейшей работе. В остальном принятие решений о переводе из бюджетных учреждений в автономные будет осуществляться постепенно, с учетом отраслевой специфики и видов деятельности.

Бюджетные и автономные учреждения будут более независимыми в финансовом плане. Помимо обязательного выполнения муниципального заказа у них сохранится не только возможность зарабатывать средства, но и самостоятельно распоряжаться ими.

— Все доходы от платных услуг на сегодняшний день распределяются в соответствии со сметой, а после перехода в статус бюджетного или автономного учреждение само будет распоряжаться заработком, — комментирует Андрей Ямщиков, заместитель руководителя департамента социальной политики администрации Красноярска. — При этом порядок установления цен на платные услуги останется прежним: утверждать их будет муниципалитет. Свобода появится лишь в использовании средств. Если на сегодняшний день администрация регламентирует каждый заработанный рубль, куда и на что потратить, то теперь это будет делать руководитель учреждения.

Однако это вовсе не значит, что контроля со стороны власти не будет. Руководителя бюджетного учреждения в случае определенной просроченной кредиторской задолженности можно уволить. Деятельность автономных учреждений контролирует наблюдательный совет. Кроме того, все крупные сделки будут согласовываться с городской администрацией. Отдельно стоит отметить, что автономное учреждение покупает все, что ему необходимо, не проводя конкурсов.

Что касается опасений относительно повсеместного введения платных услуг, можно с уверенностью сказать, что это миф. Закон уточняет действующие нормы о том, что платные услуги могут оказываться только сверх государственного или муниципального задания. Кроме того, все учреждения будут являться классическими некоммерческими организациями с ограничениями сферы осуществления приносящей доход деятельности.

— Мы перешли на автономию с 2010 года, — рассказывает Людмила Воронцова, руководитель детской музыкальной школы № 8, — изменилось многое: появилась своя бухгалтерия, мы ушли от процедур аукционов. Кроме того, школе дана возможность зарабатывать средства. Для этого у нас открыто внебюджетное отделение, мы предоставляем площадку для проведения различных творческих конкурсов.

Людмила Михайловна развеяла опасения относительно того, что автономные учреждения зарабатывают на повышении стоимости обучения. “Делать так мы не имеем права, ведь речь не идет о самоокупаемости учреждения,— рассуждает директор, — цены на обучение были и остаются доступными”.

Слух о том, что неэффективно работающее учреждение будет расплачиваться своим имуществом, также преувеличен. Как заверил Виктор Шевченко, “учреждение в случае возникновения задолженности не сможет расплатиться особо ценным имуществом, например, землей, помещением, оборудованием”.

— Отдельно взятое учреждение комиссионно рассматривается на предмет присвоения ему статуса, — резюмирует Виктор Васильевич. — Мы стараемся подбирать оптимальную форму для каждого. Но и это не догма. Только опыт покажет нам окончательные решения в отношении статуса для того или иного учреждения.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА