Новости

Наталия Фирюлина: "Малый бизнес будет развиваться"

Наталия Фирюлина: "Малый бизнес будет развиваться"

Кризис снова заставил всех заговорить о роли и месте малого бизнеса в экономике. Снова вспомнили о том, что именно малый бизнес может обеспечивать самозанятость, что диверсифицировать небольшое предприятие куда проще, чем крупное, начали приводить другие веские аргументы. Но перешли ли от слов к делу и получили ли нужный результат, по крайней мере в рамках одного город, об этом мы беседуем с депутатом Красноярского городского Совета, заместителем председателя комиссии по экономическому развитию Наталией ФИРЮЛИНОЙ.

— Наталия Вячеславовна, все те меры, которые принимались в отношении малого бизнеса в кризис, дали какой-то результат?

— Статистика свидетельствует, что по количеству малых предприятий на тысячу человек Красноярск среди российских городов буквально за год переместился со средних позиций на лидирующие. В нашем городе сейчас зарегистрировано более 50 тысяч субъектов предпринимательской деятельности, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, и их число продолжает увеличиваться. Это более чем наглядно свидетельствует: меры, которые принимали региональные и городские власти по поддержке малого бизнеса, доказали свою результативность.

А сделано действительно было немало. За последние два года расходы бюджета города на поддержку малого бизнеса увеличились более чем в три раза. Сегодня предусмотрено девять видов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

— Какие из них пользуются наибольшим спросом? Такая информация у депутатов горсовета есть?

— Один из самых востребованных видов поддержки — это субсидии на начало коммерческой деятельности и покупку производственного оборудования. Такие “стартовые” мероприятия являются самыми затратными, и понятно, что не каждому человеку, даже знающему, какой сегмент услуг или производства в данное время востребован, но не очень развит, какую нишу можно занять, по силам за счет собственных сбережений открыть бизнес.

Также, по данным департамента экономики, довольно часто предприниматели обращаются за субсидией на уплату части процентов по кредитам и части лизинговых платежей — для расширения производства, обновления и модернизации основных средств. А это говорит о том, что частный бизнес Красноярска обновляет основные мощности, значит, становится более современным и конкурентоспособным.

Когда вопрос выделения средств на поддержку малого бизнеса только обсуждался, скептики утверждали: вашей помощью никто не воспользуется, потому что предприниматели работают по серым схемам. Но эти опасения не подтвердились: все средства, предусмотренные в бюджете 2010 года на поддержку малого бизнеса, использованы. А это означает, что предприниматели готовы работать цивилизованно, по правилам.

Выделяются субсидии и на реализацию мероприятий по энерго-и теплосбережению, на технологическое присоединение к электрическим сетям, разработку бизнес-планов, реализацию инновационных проектов, участие в выставочно-ярмочных мероприятиях. И любой из этих видов важен, нельзя какой-то выделить, а другой убрать. Выставка — это возможность предъявить продукцию, расширить рынок сбыта, что сказывается на доходах предпринимателя и налоге на прибыль для бюджета. Инновационные проекты — особая статья. Это направление, являющееся одним из основных на федеральном уровне, и регионы, которые сумеют перейти к инноватике, найти технологии завтрашнего дня, освоить, внедрить их в производство, окажутся на несколько шагов впереди других.

И очень важно, считаю, что Красноярск за последние годы сильно продвинулся вперед в части инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Помимо финансовой поддержки предпринимателей, им также оказывается информационная, методическая и консультационная помощь. С конца 2006 года в Красноярске действует городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор, который предоставляет льготную аренду помещений, необходимую офисную мебель и оргтехнику, консультационные услуги для начинающих предпринимателей.

В 2010 году образовано муниципальное учреждение “Центр содействия малому и среднему предпринимательству”, где дают консультации малому и среднему бизнесу.

— Расширять виды помощи предпринимателям не планируется?

— Во-первых, проект бюджета, который мы сейчас рассматриваем, предполагает сохранить все виды помощи малому бизнесу, что само по себе уже существенно. Но есть и дополнения в программу. Со следующего года, предполагается, город начнет предоставлять еще одну форму поддержки субъектам среднего предпринимательства. Это субсидия на возмещение затрат, связанных с переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции. В бюджете на эти цели предусмотрено 10 миллионов рублей. Оценивать важность продовольственной безопасности, особенно в свете нынешнего лета, когда выгорел урожай по всей центральной части страны, полагаю, совершенно излишне — итак всем все понятно.

Администрация города намерена развивать и инфраструктуру поддержки малого бизнеса. На ближайшие годы запланировано создание центра кластерного развития, который позволит, образно говоря, собрать в одном месте все 18 кластеров Красноярска для реализации созданных в них проектов, которых на сегодня насчитывается уже свыше 70. Для этого понадобятся в том числе и производственные мощности. И здесь дальнейшим направлением станет создание в Красноярске промышленного парка, так называемого парк-сити. Это позволит развивать новые производства на существующих промышленных площадках, которые сегодня используются неэффективно. А технологии для этих предприятий даст в том числе и городской бизнес-инкубатор. Уже сегодня там есть целая группа инновационных проектов, связанных с энергосбережением, переработкой отходов, созданием различных материалов.

— Много копий было сломано вокруг 159-го федерального закона — по размерам площадей, периоду рассрочки. Ваша твердая позиция, что размер площадей и период рассрочки надо увеличивать, не оказалась напрасной, особенно в кризисный период?

— Когда шло обсуждение этого вопроса, о кризисе еще почти не говорили, но и тем более в кризис те решения, за которые выступали депутаты городского Совета и департамент муниципального имущества и земельных отношений и которые в итоге были приняты на региональном и городском уровне, помогли бизнесменам получить помещения в собственность. Не увеличь мы рассрочку с трех до пяти лет, многие предприниматели не смогли бы воспользоваться своим законным правом. Напомню, тогда нам удалось убедить исполнительную власть и коллег в Законодательном собрании, что оптимальным будет пятилетний срок рассрочки оплаты за выкупаемое имущество и предельный размер выкупаемых площадей в тысячу, а не пятьсот квадратных метров. В таком случае под действие закона попали производственные площади, что очень важно.

По итогам двух лет можно сказать, что малый и средний бизнес активно выкупает арендуемое муниципальное имущество. За весь период льготной приватизации с предпринимателями заключено более трехсот договоров на выкуп занимаемых ими помещений. В частную собственность передано свыше 67 тысяч квадратных метров городских площадей.

— Серьезные дебаты в городском парламенте в свое время вызвало и предложение о снижении стоимости аренды муниципальных площадей. Вы выступали на стороне тех, кто считал эту меру необходимой. Противники такого предложения говорили, что нельзя поддерживать одних предпринимателей, которые и без того в льготных условиях, поскольку сидят на муниципальных площадях, а другим не помогать. По прошествии времени Ваше мнение не изменилось?

— Такую форму поддержки мы обсуждали, когда принимали бюджет 2009 года, и я действительно активно поддерживала этот проект, поскольку считала его в кризисный период очень важным. Предпринимательство ведь бывает разное. Одно с высокой нормой прибыли, другое с низкой, где семья сама себе на жизнь зарабатывает. И предприятия с низкой нормой прибыли без льгот в кризисный период просто могли закрыться. Люди, которые там трудились, пополнили бы ряды безработных. Кому от этого стало бы лучше? Точно не обществу.

Поэтому мы и настаивали на двадцатипроцентом снижении арендной платы за нежилые помещения для предпринимателей малого и среднего бизнеса, осуществляющих социально значимые виды деятельности. Список этих видов деятельности тщательно формировался, корректировался, чтобы помочь именно тем, чья деятельность нужна городу.

В проекте бюджета на 2011 год, который сейчас внесен в городской Совет, учтены доходы от аренды муниципального имущества без повышения ставок. И это также мера поддержки малого и среднего бизнеса, которая, на мой взгляд, полностью оправданна. Да, бизнес встает на ноги после кризиса, налоговые платежи, в том числе и по прибыли, об этом свидетельствуют. Но последствия экономической рецессии будут сказываться еще долго, и сразу увеличив фискальную нагрузку на бизнес, можно добиться обратного эффекта, не получить, как предполагалось, больше доходов в бюджет, а получить больше компаний-банктротов.

Кстати, для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющего строительство жилья, социально значимые виды деятельности, производство машин и оборудования для нужд сельского хозяйства и лесозаготовок, в этом и прошлом году также предусмотрено предоставление рассрочек, отсрочек по арендной плате за земельные участки. Это право сохранится и на 2011 год, что тоже логично.

— Кстати, об увеличении нагрузки на бизнес. С одной стороны, малому бизнесу помогают. Есть федеральная, краевая, городская программы. А с другой стороны, в следующем году меняется система страховых взносов. И пострадает от этого именно малый бизнес. Затраты, по расчетам Торгово-промышленной платы, вырастут в два с половиной раза. Все другие меры не окажутся в такой ситуации бесполезными?

— Должна сказать, что социальная нагрузка на бизнес у нас и сейчас достаточно большая. И бизнес выполняет социальную функцию, выплачивая налоги, обеспечивая рабочие места. Нагружая бизнес дополнительными обязательствами, надо, конечно же, знать меру. Такая нагрузка не может быть бесконечной. Решение о переходе на новую систему страховых взносов и об увеличении ставок принималось до кризиса, в других условиях. Причем в отношении предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, теперь тоже устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 процентов от ФОТ наравне с теми, кто использует общий режим налогообложения. И это очень серьезное повышение. Поэтому сейчас на федеральном уровне эта проблема вновь поднимается. Каким будет окончательное решение, остается под вопросом.

— Но несмотря на это, у малого бизнеса есть будущее?

— Конечно, малый бизнес в нашем городе будет развиваться.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА