Стадион

«Хочется вновь увидеть Красноярск в Премьер-лиге». Главный тренер ФК «Енисей» Андрей Тихонов о причинах возвращения, уровне футболистов и горечи поражений

Под руководством Андрея Тихонова «Енисей» провёл два матча, в которых набрал три очка.

«Хочется вновь увидеть Красноярск в Премьер-лиге». Главный тренер ФК «Енисей» Андрей Тихонов о причинах возвращения, уровне футболистов и горечи поражений
Андрей Тихонов.

Дмитрий Шабалин

Второе пришествие легендарного для российского футбола человека в Красноярск, пожалуй, лучшее, что могло случиться с «Енисеем» после всех расстройств последнего времени. Лично для меня Тихонов — икона. Один из супергероев детства, подаривший множество счастливых мгновений, которые я помню до сих пор. А отношение к Андрею Валерьевичу народа просто надо видеть. Мы общались в манеже, когда там проходил детский турнир. И то, какими глазами смотрели на Тихонова взрослые мужики (тренеры отчаянно рубящихся на поле ребятишек), просто бесценно. Уверен, в этот момент они снова чувствовали себя мальчишками, которые в девяностые восторгались его игрой, а я каждую минуту нашего общения ощущал то же самое. Но хватит лирики. Красноярцы провели два весенних матча. О них и о том, куда дальше будет двигаться «Енисей», мы и поговорили с Андреем Валерьевичем.

Настрой и желание

— Зачем вы «Енисею» — понятно. Уверен, что болельщики любого клуба России были бы рады, если Андрей Тихонов возглавил бы их команду или вошёл в тренерский штаб. А вот зачем вам команда из середины таблицы Первой лиги?

— Во-первых, я соскучился по работе. Если ты учился, тренировал, чувствовал этот драйв, то тебе без него тяжело. Во-вторых, то, что мы сделали здесь в 2016 году, осталось в моей памяти и, надеюсь, и в памяти болельщиков «Енисея». Это был хороший сезон, хорошее время, хотя на старте было тяжело. Впрочем, в начале пути всегда сталкиваешься с определёнными трудностями, пытаешься что-то выстроить, наладить какие-то моменты, не всегда всё получается. И сейчас мы будем стараться все вместе цепляться за свой шанс.

— Это понятно. Но вы амбициозный человек, а у «Енисея» ни чётких задач, ни особых амбиций, по крайней мере в этом сезоне. Только перед вашим назначением произошла смена руководства. Было непонятно, кто уйдёт, кто останется, в общем, ворох проблем. Или причина в том, что вам так в тот раз понравилось в Красноярске?

— В душу всегда западают места, города, команды, где было хорошо, где добивался определённого результата. И амбициозные задачи, безусловно, будут. Что касается сегодняшнего дня, то мы столкнулись с определёнными трудностями. Тяжело, когда из команды уходят лидеры, когда из-за травм лишаешься ключевых игроков, на помощь которых надеялся. Саша Канаплин получил серьёзную травму, выбыл минимум на полгода. Покинули «Енисей» Никита Глушков и Олег Ланин. Думаю, будь они с нами, мы были бы сильнее. При этом ни в коем случае не умаляю заслуги ребят, которые сейчас играют за «Енисей». Однако мы будем стараться усилиться. Но это самое усиление реально работает, когда ты берёшь в команду игроков заранее, а не в последний день заявки и встраиваешь их в систему. При этом подчеркну, каждому новичку «Енисея» мы доверяем и будем с ними работать. У нас есть хорошие молодые ребята. Им нужно расти и развиваться, много работать. Некоторые красноярцы сейчас играют в других клубах, будем стараться их вернуть со временем. Это цели на ближайшее время. Что касается сегодняшнего дня, нужно как можно лучше показывать себя. Чтобы болельщики видели настрой команды и желание играть в футбол. Да, в последней игре с «Акроном» у нас что-то не получилось. В первую очередь забить свои мячи, ну и первый тайм провели слабее, чем могли.

— Как раз о первых двух матчах. В этих поединках «Енисей» хотя бы отрезками был той командой, которую вы хотели бы видеть?

— Небольшими отрезками — да. У «Торпедо» были удаления. Но они же не с неба свалились, нам же их не подарили. Это наша заслуга, ведь приходится фолить, когда ты не успеваешь за соперниками. Да и в равных составах москвичи создали всего два момента. А ведь «Торпедо» квалифицированная команда. При этом, на мой взгляд, удаление у гостей должно было случиться ещё в первой половине, и тогда бы игра развернулась совсем по-другому. А когда повели в счёте, то особо не рисковали, потому что понимали: это первый матч, от которого всегда очень многое зависит в дальнейшем пути. Что касается игры с «Акроном», то реализуй мы моменты во втором тайме, могли и не проиграть. У Андрея Мазурина был хороший шанс, у Саши Ломакина — перед вторым голом. Хотя то, как мы провели половину первого тайма, пропустив два необязательных гола в концовке, не делает нам чести. Но здесь дело ещё и в случае. С 20 метров тоже надо умудриться в девятку попасть.

— Но ведь если ты дал беспрепятственно пробить с этой дистанции, то в пропущенном голе можно винить только себя.

— Соглашусь. Винить, кроме себя, нам некого.

Нужна стабильность

— Когда ваш сын Денис забил со штрафного «Торпедо», что испытали?

— Я был счастлив. Такая тяжёлая игра, не всё получалось, «Торпедо» насмерть стояло в обороне. После матча Денис заболел, какую-то инфекцию подхватил и четыре дня не тренировался.

— Вот и ответ на вопрос, почему он оказался вне старта с «Акроном».

— Да. Поэтому мы наигрывали Антона Орлова в середине, а Ломакина решили поставить справа. К сожалению, это не сработало. Пришлось выпускать Дениса в перерыве. Да и остальные замены изменили характер матча. Появление Шамиля Саадуева, Хермана Феррейры и Александра Масловского сделало нашу игру быстрее, и второй тайм мы провели гораздо лучше. Забей чуть раньше, в концовке усилили бы давление. Вообще в таких ситуациях, когда соперник большими силами стал перед собственной штрафной, очень нужны и важны футболисты, способные обыграть один в один и создать пространство.

— Такие же есть в «Енисее». Тот же Ломакин. Ведь именно вы раскрыли Сашу для «Енисея».

— На Сашу мы, конечно, надеемся. Очень много было разговоров, что команда развалится. Ещё до моего прихода в «Енисей» слышал, что практически все футболисты сидят на чемоданах, и Ломакин в том числе. Вот Новороссийск, кроме Ланина, хотел забрать ещё несколько человек, другие клубы появлялись с предложениями, и когда здесь неизвестно что будет, а там предлагают хорошую зарплату, понятно, что нет особого настроения оставаться. Потом спортивным директором стал Михаил Комков, я был назначен главным тренером, и мы очень много с ребятами разговаривали, это дало свои плоды.

— Ощущается ли в «Енисее» сейчас дефицит футболистов?

— Сложный вопрос. Очень обидно за Канаплина. Саша набрал форму, здорово выглядел на сборах на позиции центрального полузащитника, но травма крестообразной связки, и теперь раньше осени он на поле не появится.

— Канаплина вы видели именно в этом амплуа?

— Да. Саша универсал. Может закрыть несколько позиций, но здорово выглядел на сборах именно в центре. После таких потерь стали экстренно искать футболистов. Взяли Саадуева. Он был без команды, функционально не готов, и мы постепенно подводили его к чемпионату. Но требуется время, чтобы Шамиль мог проводить на поле больше минут, чем сейчас.

— Вы вернули Кичина на левый фланг. Там он у вас играл и в 2016 году, все остальные тренеры практически всегда использовали Валерия в центре обороны. Вас устроила его игра слева?

— С «Торпедо» Валера сыграл очень хорошо, а вот с «Акроном» процентов на 40 от своих возможностей. Сейчас он уехал в сборную. Пару матчей пропустит. Посмотрим, каким он вернётся. У Валеры есть определённые качества, за счёт которых он может выполнять мои требования. Но нужна стабильность. Нельзя одну игру провести совершенно безупречно, а в следующей наошибаться.

— Есть ли способные усилить «Енисей» игроки, которые придут сюда именно под вас?

— Сейчас такое время, что футболисты не ходят под тренера, всё решает размер зарплаты.

— Но ведь Ланин говорил, что знай он о назначении Тихонова, точно бы остался.

— Мы с ним работали в «Краснодаре», взял его сюда, потом в «Крылья». Он знаком с моими требованиями. Конечно, жаль, что и Олег ушёл, и Глушков. Они огромную пользу приносили «Енисею», их любили болельщики. Думаю, ни один тренер не откажется от таких игроков. И без того же Ланина мы много потеряли. Вот Егор Иванов здорово играет в развитии атаки, и он очень важен на позиции в опорной зоне. Но при этом его креатива и нечитаемых передач критически не хватает у чужой штрафной. Будь у нас Ланин, вычищающий всё в опорке, то и Егор, и другие могли позволить себе больший риск впереди. Но сейчас приходится подстраиваться под обстоятельства.

— В «Тюмени» в аренде Денис Самойлов. Он, конечно, игрок не ланинского склада, но у него свои козыри. Нынешнему «Енисею» Самойлов точно пригодился бы. Почему не вернули его зимой?

— Вариантов вернуть Дениса не было, там арендный договор, всё строго. Однако летом он окажется в «Енисее». Будем встраивать его в игру. У нас предстоит серьёзная работа по усилению состава и сохранению игроков, у которых заканчиваются контракты. И оставшуюся часть сезона в том числе будем смотреть, на какой результат способны футболисты, которые сейчас в «Енисее».

Не хватало эмоций

— Вот вы рассказываете: проблема там, проблема здесь, игрок сломался, другой пока не готов. Так стоило оно того? Спокойно жили в Москве. Семья рядом, уютная работа на «Матч ТВ», смотрели хороший футбол, обсуждали его в студии с уважаемыми людьми. А тут… У меня уже голова кругом, не представляю даже, что у вас.

— Да дело же не в уюте. Когда ты сам в работе, в гуще футбольных событий, в жизни команды — это одно, а когда обсуждаешь — совсем другое. Вот я работал в штабе «Спартака», мы боролись за высокие места, играли в еврокубках, потом в «Краснодаре» то же самое, чуть не дотянулись до Лиги чемпионов. Потом «Енисей» — насыщенный и очень интересный сезон, дальше Самара, вышли в РПЛ с «Крыльями Советов». Следом «Астана» после небольшой паузы, в первом сезоне третье место заняли, во втором чемпионство упустили, считай, в одном конкретном матче, ещё играли в Лиге конференций. То есть я постоянно находился на эмоциональном пике. А после Казахстана двухлетний перерыв. И такое вот бездействие серьёзно сказывается на самочувствии, в плане нехватки эмоций. Конечно, моя работа — это огромные нервы. Уверен, что любой тренер скажет, что он хочет чувствовать себя максимально спокойно, расставлять игроков по позициям и радоваться. Но в жизни так не бывает. Мне дико не хватало всех этих ощущений — самого футбола, побед, да даже поражений.

— Думаю, в «Енисее» вы получаете весь спектр эмоций.

— После «Акрона» я уже четвёртый день думаю только об одном: что мы сделали неправильно и почему проиграли.

— То есть отпускать поражения сразу вы не умеете?

— Вообще нет. Ненавижу проигрывать, очень сильно переживаю, и мне в принципе невозможно забыть поражение сразу.

— У вас всегда был такой характер или полное неприятие поражений сформировалось в «Спартаке» Олега Романцева?

— В «Спартаке» даже поражение в двусторонке на тренировке все остро воспринимали. Есть тренеры, которые могут сразу переключиться, я не такой. Мне даже говорят, что ты, дескать, так сильно переживаешь, ничего страшного не произошло. Но моя задача, и перед командой её тоже поставил: выигрывать всегда, в каждой игре. Победы приносят уверенность — это аксиома. И я стремлюсь, чтобы никто в «Енисее» даже не думал о проигрыше, чтобы нацеленность на победу всегда была максимальной.

— Вы прямо со сборов отправили домой пять игроков. С кем-то из них вообще попрощались, кого-то вернули обратно во вторую команду. Не слишком ли круто после поражения в медиакубке, в котором, по сути, и не футбол вовсе?

— Послушайте, дело не только в этом матче. Он стал, можно сказать, последней каплей. Вот почему я пятерых отправил со сборов? Потому что на тот момент я их вообще не видел в команде. Тебе дают шанс, ты должен в три раза больше пахать, чем игроки основы, а если ведёшь себя как уже состоявшийся футболист, то извини, это не работает. Придётся прощаться. Надеюсь, что оставшиеся в структуре клуба сделают правильные выводы. В «Енисее» стремлюсь выстроить не только играющую в футбол команду, но и абсолютно единый коллектив. Где бы я не работал, у нас он формировался. А коллектив немыслим, если кто-то пашет изо всех сил, а кто-то в полноги. Порой приходится быть жёстким. Но в принципе привык доверять людям, и если они выполняют требования, то могу простить некоторые моменты. А вот если ситуация иная, то следует реакция.

— Уверен, что болельщики «Енисея» приняли ваше решение. Вы вообще следите, что пишут в соцсетях клуба?

— Я в какой-то момент перестал читать то, что пишут. Критика, конечно, необходима, но конструктивная. А если человек просто пишет гадости, это вроде и не имеет смысла, но лично меня очень сильно задевает. Поэтому решил для себя, что лучше этого не видеть. Прекрасно понимаю, что у болельщиков в первую очередь виноват тренер, футболисты — постольку-поскольку. Тренер не научил тому, другому и третьему. И в принципе я с этим согласен.

С 10-го раза

— Многие футболисты рассказывали, что в ваш первый приход в «Енисей» вы были едва ли не лучшим на тренировках. Вы и сами говорили тогда, что игрок в вас ещё не умер, а сейчас?

— Думаю, что игрок во мне не умрёт никогда. Другое дело, что я его приглушил. Первое время совершенно не понимал и не воспринимал, как тот или иной футболист не может выполнить элементарное задание, которое я сделал бы на раз-два. Со временем понял, что нельзя себя проецировать на игроков, которыми руководишь. Нужно видеть их сильные стороны, а над слабыми работать, если что-то не получается, объяснять. Другое дело, ты объяснил и показал один раз, второй, третий, десятый, а игрок по-прежнему не может, значит, на его место придёт другой.

— В «Спартаке» были футболисты, которые не понимали с 10-го раза?

— Такого в принципе не могло быть. Олег Иванович Романцев порой за всю тренировку и слова не говорил, сидел и наблюдал. Бывало, что и в играх никакие коррективы в перерыве не вносил, потому что всё шло именно так, как задумано. А когда выходят ребята и будто забывают, над чем работали, неправильные решения принимают, голевые ошибки допускают. Это всё очень настораживает. Если на тренировках может, а в игре нет, это свидетельствует об уровне футболиста. Я не говорю, что мы в «Спартаке» все были супермастерами.

— Вы ими действительно были.

— Нет. Мы просто невероятно много работали. Доводили действия до автоматизма. А ведь другого рецепта для повышения мастерства нет. Только работа. Не может классный игрок сегодня на пять сыграть, а завтра на единицу. Ты можешь с пятёрки упасть на тройку, дни разные бывают, а завтра опять сыграть на отлично. Тогда да, можно сказать, что классный футболист.

— Финальное. Какие задачи вы ставите для на ближайшее время. К примеру, до конца контракта с «Енисеем»? Что вы хотите от команды и от себя?

— Хочется выигрывать. Да, хочу реально побеждать в каждом матче. Потому что после поражений… Даже не знаю, как словами описать. Настроение, мягко говоря, не из лучших. Мы должны создать команду, коллектив, который будет гореть на поле, а зрители, наблюдая за ним, получать удовольствие от футбола. И когда всё получится, то по итогу хочется увидеть «Енисей» в Премьер-лиге.

Досье

Андрей Тихонов, футболист, тренер

Дата и место рождения: 16 октября 1970 года, Калининград (Московская область).

Карьера игрока: играл за «Вымпел» (Королёв), «Титан» (Реутов), «Спартак» (Москва), «Крылья Советов» (Самара), «Маккаби» (Тель-Авив, Израиль), «Химки», «Локомотив» (Астана, Казахстан).

Карьера тренера: В 2016 году «Енисей» стал первым клубом в тренерской карьере Тихонова. До этого он работал в тренерских штабах «Крыльев Советов», «Спартака» и «Краснодара». После Красноярска возглавлял «Крылья Советов» и «Астану».

Достижения: игрок: один из лучших левых полузащитников в истории отечественного футбола. Восьмикратный чемпион и двукратный обладатель Кубка России, пятикратный обладатель Кубка чемпионов Содружества. Лучший футболист России 1996 года. Член «Клуба Григория Федотова» (для забивших более 100 голов). Шесть раз попадал в списки 33 лучших футболистов страны. За сборную России сыграл 29 матчей и забил один гол.

Тренер: серебряный и бронзовый призёр ФНЛ, бронзовый призёр чемпионата Казахстана.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА