Новости

Закатать в банки

Закатать в банки

Государство ужесточит требования к кредитной сфере

Что будет с российскими банками в 2011 году? Вопрос этот не такой уж и теоретический, как может показаться: хотя эксперты финансового рынка напрямую увязывают состояние кредитной отрасли с изменчивостью (волатильностью) нефтяных цен, — правительство уже сейчас принимает меры к тому, чтобы ситуация на рынке кардинально переменилась. В общем, ничего нового нас не ждет: судя по всему, банки повторят судьбу политических партий, промышленных отраслей, средств массовой информации и торговли, то есть централизуются и сконцентрируются.

“Мы намерены ужесточить требования к кредитным организациям”, — говорят в Совете Федерации. Там уже рассматривают подготовленный Центробанком и Минфином проект весьма серьезного документа — “Стратегии развития банковского сектора до 2015 года”. Документ предусматривает новый уровень минимального капитала банка, который предполагается увеличить с 90 до 250—500 миллионов рублей. В противном случае у учреждения отнимут лицензию. Кстати, министр финансов Алексей Кудрин раньше продвигал идею повышения минимального капитала до одного миллиарда рублей, и в этом случае банковская система потеряла бы половину игроков на рынке — их число разом могло бы сократиться с 1 000 до 500. А так банков будет меньше “всего” на треть. Само собой, в первую очередь исчезнут небольшие финансовые организации из регионов страны, а их связи и клиентские базы перейдут к москвичам и питерцам. Долги же, в свою очередь — к нам в регионы.

Для сравнения: среднеевропейский минимальный капитал равен пяти миллионам евро, или 211 млн рублей. Почему федеральный центр хочет закрутить гайки? Сторонники этого решения утверждают, что в Европе сеть мелких банков обслуживает малый и средний бизнес, который там развит не в пример нам и платит налогов на порядок больше. Россия пока находится в стадии строительства цивилизованной экономики, которую, мол, нельзя создать иначе как через концентрированное накопление капитала. Кроме того, из-за недостатка средств на развитие небольшие банки легко подвержены кризисам, они не способны оказывать услуги среднему бизнесу, кроме того, увеличение требований заставит маленькие структуры развиваться и достигать установленных правительством показателей.

Начальник отдела анализа рынка акций московской инвестиционной компании Мария Кальварская считает, что повышение минимального капитала банков будет способствовать дальнейшему развитию российской финансовой системы. В российской кредитной структуре, напоминает эксперт, по-прежнему остается большое количество банков, которые не играют реальной роли. Сколько из них смогут работать в новых условиях — это уже другой вопрос. “Нет ничего странного в новых требованиях, которые будут предъявлены к банкам со стороны ЦБ, это вполне закономерный процесс”, — говорит она.

“Даже после этого решения в России будет самый низкий уровень минимального капитала среди стран СНГ, за исключением Киргизии”,— поясняет свою позицию Алексей Кудрин. В качестве примера он приводит требования к минимальному капиталу в других странах: в Китае — 96 млн евро, в Индонезии — 200 млн евро, в Сингапуре — более 700 млн евро, на Украине — 10 млн евро, сообщает bfm.ru.

А, по оценкам начальника управления стратегического анализа одного из столичных банков Валерия Инюшина, из 1 030 действующих российских банков капитал меньше 180 миллионов рублей имеют 256 кредитных организаций, а свыше миллиарда — чуть больше ста. Он отмечает, что сейчас в экспертном сообществе идет дискуссия относительно судьбы малых банков.

“Кто-то высказывается за сохранение этого института, поскольку он, по их мнению, предоставляет услуги малому региональному бизнесу даже в тех местах, где недостаточно мощностей ни Сбербанка, ни Россельхозбанка. Тем более Сбербанк сейчас оптимизирует, читай — сокращает, сеть своих отделений. Другое мнение сводится к тому, что недостаточная капитализация банковского сектора мешает не только обслуживанию крупного бизнеса, вынужденного привлекать ресурсы за рубежом, но и развивать сеть тем региональным банкам, которые этого желают, поскольку им недостает финансового веса”, — считает аналитик.

Согласно прогнозу Агентства по страхованию вкладов, в России только за текущий год уйдет с рынка около 80 банков, и тридцать из них лишатся лицензии по причине недостаточности капитала.

Наглядным примером того, что правительство делает ставку на крупный капитал, является серия соглашений о сотрудничестве Красноярского края с рядом весомых кредитных учреждений: ТрансКредитбанком, “Альфа-банком”, Внешэкономбанком и другими. Как пояснила нашей газете пресс-секретарь премьера краевого кабинета министров Эдхама Акбулатова Татьяна Рябкова, “это не только деловая, но и политическая практика кооперации регионов и финансово-промышленных групп, каждой из которых интересно определенное инвестиционное направление: транспортному банку — железнодорожная магистраль, ВЭБу — Нижнее Приангарье и так далее”.

На церемониях подписания документов банкиры, естественно, говорили не только о крупных проектах, но и о помощи малому бизнесу, обслуживании физлиц… Это для нас более чем актуально. Только за 9 месяцев 2010 года у судебных приставов Красноярского края на исполнении находилось 72 808 исполнительных производств о взыскании денежных средств в пользу кредитных организаций на сумму 13 миллиардов 801 миллион 105 тысяч рублей, причем подавляющая часть задолженности в пользу банков приходится именно на физических лиц, сообщает пресс-служба УФССП. И если о циклопических инвестпроектах в любом случае позаботится государство, то кто поможет маленьким должникам?

С этой проблемой, как ни странно, согласны и олигархи. На пятом деловом форуме “бизнес-аналитики SAS” миллиардер Олег Тиньков отметил, что “Россия — это, в первую очередь, цена на нефть, а ведь она вновь может упасть. Помочь могли бы малые и средние предприятия; с их развитием выросла бы и экономика, а так получается, что работают лишь одни крупные госкомпании”.

Лутц Ширмайер, менеджер по развитию бизнеса из отдела банковских рисков компании SAS, так отвечает на вопрос о проблеме российских “плохих” долгов и банков: “В первую очередь, это волатильность нефтяных цен, которая вызывает неопределенность экономического роста и ведет к дефолту клиентов. Нет нефти, нет работы, соответственно и платить тоже нечем. С другой стороны, это и отсутствие какой-либо истории по клиентам. Многие люди просто не имели отношений с банком. В результате, только у 30 процентов потенциальных заемщиков есть хоть какая-то кредитная история. Однако это лишь начало пути, в России только начался процесс обучения”.

Казалось бы, финансисты страны сталкиваются с замкнутым кругом — если сосредоточить все деньги в столице, крупные проекты пойдут, а мелкие исчезнут, и перспективы малого бизнеса у нас не будет. Но если раскидать все средства по регионам, они просто уйдут в песок, как это неоднократно бывало. Но ведь вся беда-то, собственно, в том, что и богатая Европа сегодня ломает голову над последствиями кризиса: накануне дефолта Греция, Ирландия, Португалия… Капитал укрупнен и за границей — помощь странам-банкротам измеряется сотнями миллионов евро. А посему есть надежда, что мы идем верной дорогой.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА