Новости

Вернуть и помолиться

Вернуть и помолиться

Кто заплатит за денационализацию церковного имущества?

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Этот документ предполагает возвращение церкви храмов и другого недвижимого имущества, национализированного после 1917 года. “В руках государства оказалось религиозное имущество, и оно решило его передать тому собственнику, для которого оно создавалось”,— прокомментировал замминистра экономического развития Игорь Манилов.

О подготовке данного закона стало известно в начале 2010 года. Тогда предполагалось, что будет возврашена не только недвижимость, но и предметы из музейных фондов, в частности иконы. Музейное сообщество сразу же активно выступило против принятия этого закона, в большом количестве приводя примеры, когда передача церковного имущества “законным владельцам” имела плачевные последствия: от разрушения памятников истории и архитектуры до утраты уникальных икон. По всей видимости, возмущенный глас искусствоведов был услышан, и на сегодняшний день музейные ценности из этого перечня исключены. Также, согласно поправкам, внесенным в законопроект, религиозные организации возьмут на себя все обязательства по сохранению и обеспечению доступа граждан к объектам памятникам истории и архитектуры культового назначения.

Сегодня в соответствии с новым документом церковь получает право на возвращение в собственность всех религиозных сооружений, в том числе относящихся к объектам культурного наследия. Исключение, однако, сделано для объектов культурного наследия ЮНЕСКО, историко-культурных заповедников и археологических объектов.

Для того чтобы получить тот или иной объект, церковь должна обратиться с заявлением в специальный орган. Причем, говорит заместитель руководителя Средне-Сибирского территориального управления Росохранкультуры Александр Лавров, претензии на то или иное здание должны быть обоснованы, то есть, по сути, нужно будет доказать, что в свое время объект недвижимости был действительно построен на средства прихожан, а не на государственные деньги.

Со слов Александра Лаврова, пока трудно говорить, как закон впишется в нашу действительность, но скорее всего его путь будет труден и тернист и нас ожидает немало подводных камней. С церквями все более-менее ясно, так как они возводились сугубо на средства религиозных объединений, то есть до революции эта недвижимость принадлежала только церкви, и ее сегодня необходимо вернуть. А вот с теми же образовательными учреждениями ситуация не столь однозначная. Дело в том, что до 1917 года православие было частью российской государственной системы. Епархиальные училища, семинарии входили в государственную систему религиозного образования. И строились эти учреждения, как правило, на казенные средства, а не на пожертвования прихожан. То есть, по сути, эти учебные заведения и до национализации находились в государственной собственности.

— Скорее всего, в Красноярске спорные вопросы возникнут, если Красноярская епархия пожелает вернуть себе духовную семинарии, где сегодня располагается военный госпиталь, и женское духовное училище на Мира, 39… Не только в Красноярске, но и на территории края подобных объектов довольно много.

Еще один вопрос, который может стать камнем преткновения в реализации закона, это деньги, а точнее, их нехватка. По нравственному закону объекты религиозного назначения должны вернуться церкви в приличном состоянии, то есть до передачи их нужно будет государству отреставрировать. Но есть ли в бюджете деньги, причем речь идет об огромных суммах, на восстановление всех зданий и сооружений, которые религиозные объединения потребуют назад. Вопрос риторический. Приведем пример. Одним из первых в Красноярске церкви должен быть передан Архиерейский дом. Об этом заявил министр культуры края Геннадий Рукша. В свое время в 1990-е уже была попытка возвращения этого объекта культурного наследия Красноярской епархии. Но церковные деятели, в свою очередь, не стали подписывать охранные обязательства, которые предполагают, что владельцы должны содержать памятник в ценности и сохранности, вкладывать в это средства и не менять его профиль (то есть там нельзя будет открыть магазин или бассейн и так далее). Церковь не готова вкладывать средства в руины. На сегодняшний день решено, что Архиерейский дом будет отреставрирован на краевые бюджетные деньги, выделенные в рамках целевой программа на восстановление памятников архитектуры и истории столицы края. Только после этого здания вернут епархии. Но таких зданий масса. Например, та же духовная семинария на Горького, памятник федерального значения, требует колоссальных вложений. По предварительным расчетам, стартовая цена начинается от ста миллионов рублей. Где бюджеты всех уровней найдут столько средств, непонятно.

Еще один финансовый вопрос заключается в следующем: смогут ли религиозные объединения содержать вновь приобретенное имущество, ведь иметь в собственности памятники удовольствие дорогое. Расходы предполагают не только реставрацию и ремонт помещений, но и оплату коммунальных услуг, налоги на недвижимость и землю.

— Сегодня на Западе возникла обратная тенденция — церковную недвижимость стали передавать обратно в госсобственность, — поясняет Александр Лавров. — Это касается и протестантства, и католичества. Дело в том, что религиозные объединения не имеют достаточно средств на содержание своих зданий. Церковь, как известно, в основном существует на пожертвования прихожан. Но количество их сегодня по сравнению с теми же XVIII—XIX веками значительно сократилось, роль церкви в жизни людей поменялась. В Германии сегодня некоторые здания костелов выполняют функцию книжных магазинов. Думаю, что и православие находится примерно в таком же положении, как и их зарубежные коллеги. Знаете, сколько сегодня монахов в Спасском монастыре в Енисейске — исторической колыбели православной веры в нашем крае? Два. Что могут сделать два человека с огромным хозяйством, возложенном на них?! Так что в данном случае, возможно, религиозным организациям не стоит торопиться забирать все обратно в собственность, а пробовать для начала взять культовые здания в пользование. Благо закон подразумевает передачу не только во владение, но и в пользование.

Согласно новому закону, если объект религиозного назначения занят учреждением или государственным предприятием, то передача предполагает создание специального плана, гарантирующего обеспечение равнозначным помещением “выселенца”. Срок передачи объектов может достигать максимально шести лет. Так, например, сегодня в Красноярске детская музыкальная школа № 5 находится в историческом здании, которое раньше было домом ксендза при католическом соборе на улице Декабристов. В самом костеле также находится органный зал филармонии. Если католическая община затребует их обратно, то откуда возьмутся деньги на новые помещения этих двух учреждений культуры? На чьи средства должна быть построена новая муниципальная школа — города или федерации? Вопрос открытый.

Представители Красноярской епархии пока не готовы обозначать список объектов. Ответственный секретарь пресс-службы епархии Андрей Скворцов сказал, что так как закон еще не вступил в силу, что-то конкретно говорить трудно. Тем более что все свои действия в регионе они будут согласовывать с руководством Русской православной церкви в Москве. Но никаких директив сверху еще не поступало.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА