Новости

Не собачье это дело

Не собачье это дело

Любишь? Возьми домой

“Меня очень беспокоит проблема большого количества бездомных животных в Красноярске. Хотелось бы узнать, будет ли когда-нибудь создан городской приют для кошек и собак. Ведь он нам очень необходим. Я была в частном приюте “Яшкин дом”, но он переполнен. Приюты для животных — дело хорошее и нужное, но без поддержки власти ничего не получится. Согласна, что у нас много других более важных проблем, но и вопрос бездомных животных тоже нельзя оставлять без внимания”.

Проблема, которую подняла в своем письме наша читательница Ида Николаевна, действительно, очень актуальна. Сосуществование людей и стай диких животных, прекрасно ориентирующихся в городе и хорошо приспособленных к жизни в мегаполисе, — серьезная угроза для здоровья людей. Красноярск, к сожалению, относится к числу городов, где передвигаться по улицам порой опасно — одичалые собачьи стаи кружат в поисках пропитания. Всем понятно, что сулит встреча человека и стаи таких животных. На слуху у всех трагические истории, когда четвероногие нападали на людей. Особенно страшно, когда жертвами становятся маленькие беззащитные дети.

Наверное, не стоит много расписывать то, что дикие собаки и кошки являются переносчиками различных инфекционных болезней (одна из самых страшных — бешенство), что негативно влияет на санитарно-эпидемиологическую обстановку мегаполиса.

В Красноярске с собачьим произволом борются радикальным способом. Департамент городского хозяйства заключает через конкурс договоры с предпринимателями, которые занимаются отловом и умерщвлением собак. Но это самый нецивилизованный и негуманный способ. Отлов собак — страшное зрелище. Чтобы поймать бродягу, некоторые службы по отлову используют снотворное: стреляют шприцем, а когда собака засыпает, грузят в машину и увозят на полигон.

Другие кормят приманкой, напичканной ядом.

Очень часто отлов и отстрел производится варварским способом, утверждает председатель красноярского общества любителей животных “Друг” Виктор Долженко.

— К нам неоднократно обращались возмущенные горожане, которые жаловались, что отстрел и отлов осуществляется посреди белого дня, на глазах у детей, — рассказывает защитник животных. — Некоторые фирмы просто не выполняют свои обязательства. По договору трупы животных нужно утилизировать в специализированных местах, но часто недобросовестные охотники за собачьими головами устраивают свалки из умерших животных в черте города, на пустырях, среди гаражных массивов. У нас есть фотодокументы, подтверждающие данные факты: в разное время мы находили трупы собак на улицах Мичурина, Мате Залки, Краснодарской, проспекте Металлургов и так далее. А ведь скотомогильник посреди города — это не просто неэстетичное зрелище. Гниющие трупы животных — это источник заразы.

По мнению Виктора Долженко, выходом из данной критической ситуации стало бы создание городского приюта для животных. Отловленных кошек и собак там бы стерилизовали и оставляли на передержку на какое-то время. Взять сироту оттуда мог бы каждый красноярец. Тех же, кому не нашелся хозяин, отпускали бы на волю. Стерилизованные животные спокойно бы доживали свой собачий и кошачий век на улице, но так как они уже не имели бы возможности приносить потомство, армия беспризорников не так быстро пополнялась бы, как сегодня.

Кстати, разговор о создании муниципального приюта для животных в Красноярске заводился в 2007 году. Тогда депутаты городского Совета обсуждали строительство пункта передержки безнадзорных животных. По замыслу, работа пункта должна была заключаться в следующем: отлов, обследование, если есть необходимость — лечение. Но данное учреждение не должно было стать постоянным приютом для обездоленных шариков и бобиков. Для большинства собак этот пункт стал бы лишь временным пристанищем перед эвтаназией. Всех, кого не забрали за определенный период сердобольные горожане, планировалось усыплять.

— Я не уверена, что городские власти должны заниматься приютами для животных, — говорит Лариса Цаплина, хозяйка красноярского частного центра передержки и стерилизации животных “Яшкин дом”. — Я, начиная свою программу, ни у кого ничего не просила. Сняла помещение и начала работать. Никто никому ничего не должен. В том, что у нас проблемная ситуация с бездомными животными, виноваты сами люди, которые сначала берут в дом кошечек-собачек, а потом выбрасывают. Кто хочет помочь брошенным животным — пусть вносит свою лепту. Что касается бюджетных денег, то их есть куда потратить — у нас еще есть брошенные старики и дети.

В ее питомнике по звонкам горожан принимают на временное жительство бродячих котов и иногда — собак. Животное стерилизуют, ставят прививки. А потом держат до тех пор, пока не найдется для него хозяин (дают объявления, опрашивают знакомых, кто мог бы взять кошку или собаку). Правда, делается это не бесплатно — обратившиеся должны оплатить операцию для животного.

— Конечно, когда приходит бедная бабушка с котиком, нам приходится делать все бесплатно, то есть за свой счет. Препараты стоят недешево, нам их приходится покупать, — рассказывает Лариса Цаплина. — Но где пенсионерке взять деньги, чтобы кастрировать животное? А отказать ей было бы не по-людски.

Предприниматель Диана Тушмакова по доброй воле решила построить первый в Красноярске приют для дворняг. Землю бизнесмены получили в 2008 году, два года согласовывали проект, который рассчитан на 1 200 вольеров. Диана говорит: приют для брошенных животных — это порыв души. Проблема бездомных собак ее беспокоит давно, она считает, что нашему городу нужен приют, где бы не убивали животных, а выхаживали, стерилизовали и отдавали людям. Но пока у любителей животных произошла заминка с документами на земельный участок, которым им выделила администрация города. Бизнесмены уверяют: часть их земли чиновники повторно отдали другим предпринимателям, на строительство автомойки.

Несмотря на различие взглядов на решение вопроса бездомных четвероногих, все красноярские защитники и любители животных сходятся в одном: проблема не в собаках, а в головах людей, которые у нас, в России, не владеют культурой содержания животных. Все знают, что выгуливать собаку в школьном дворе недопустимо, но все равно водят своих питомцев справлять нужду на территорию образовательного учреждения. Всем известно, что любую, даже самую крохотную, собачку надо обучать у специалистов, но далеко не все проходят необходимый курс общей дрессировки. Примеров неадекватного поведения владельцев можно приводить очень много.

Тем не менее есть положительные примеры, когда человеческое отношение к тем же собакам помогло решить проблему соседства животных и людей. Столицу Чехии Прагу называют раем для собак. Владелица двух псов Ольга Гардышева побывала недавно в стране бывшего соцлагеря. Наряду с уникальной архитектурой в Праге ее поразило абсолютное отсутствие на улицах бездомных собак. Как ей потом рассказали, пять лет назад там был принят закон, который обязывает зарегистрировать каждую собаку, а каждый город в Чехии обязан иметь приют, который заботится о собаках и кошках. Животному старше шести месяцев вшивается микрочип, ставится татуировка, на ошейник вешается специальный жетон с адресом. С помощью микрочипа власти города контролируют, как вносится ежегодный налог, который обязан платить владелец.

— Чехи обожают собак. Почти у каждого дома стоит миска с водой и едой, чтобы свое ли, чужое ли животное могло утолить голод или жажду, — рассказывает Ольга. — Чтобы взять песика из приюта, там нужно представить документы, почти как у нас на усыновление ребенка. В заявлении подробно указываются условия, в которых будет жить животное. Стоит ли говорит, что каждый владелец носит на прогулку специальный контейнер, перчатки, чтобы убирать своим любимцем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА