Новости

Загадка музейного хранилища

Загадка музейного хранилища

От подарков тут не отказываются

Музей — это настоящая шкатулка с потайными ящичками, незаметными замочками и хранящимися за ними чудесами. И работают в музее такие же необычные люди, как и вещи, которые они сохраняют.

Парадная экспозиция, которую выставляет напоказ Красноярский краеведческий музей, — лишь маленькая толика того, что изготавливалось сибирским народом веками, а затем было отыскано научными работниками и сохранено хранителями. По подсчетам руководства музея, лишь 30 процентов всех имеющихся в фонде раритетов красноярцы и гости нашего города могут увидеть на экспозиции, оставшиеся 70 хранятся за толстыми стенами и решетками, под замками в специальных хранилищах музея.

— Деятельность музейного работника обширна и включает в себя массу направлений, — рассказывает заместитель директора Красноярского краеведческого музея Оксана Швецова. — Музейный работник — это и хранитель фондов, и научный сотрудник, и лицо музея — экскурсовод. В общем, это универсал.

Конечно, глупо полагать, что все эти направления деятельности взвалил на себя один человек, каждый в музее занимается своим делом. Как говорится, кто-то находит, а кто-то хранит, а кто-то посетителей водит по залам. И все же руководство музея в последнее время взяло курс на универсализацию работника. То есть каждый должен не только в раритетах копаться за сотней замков, но и генерировать идеи.

— Основная функция работника фондов — собирать и хранить, — поясняет Оксана Швецова. — Но все равно он и в выставках участвует, и над текстами работает. А иногда и экскурсии проводит.

Откуда в музее столько старых вещей? Все очень просто. Это тоже заслуга работников краеведческого. Они ездят в археологические и этнографические экспедиции, общаются с населением отдаленных деревень, выискивают редкости. Иногда, говорят, настоящие раритеты встречаются. Такие музей может и выкупить у владельца. Впрочем, вот уже несколько лет в краеведческом музее существует день дарителя. 18 мая — в День музейного работника — здесь принимают от населения все, что люди сочтут нужным подарить. Бывает, что подарки приносят не только материальные, но и… стихотворные. Как, например, два года назад. Тогда 13-летняя красноярка сочинила стихи и преподнесла их в дар музею. Приняли с благодарностью, не отказались.

В музее считают, что лишних редкостей не бывает. И даже если в фонде краеведческого целый склад флажков, с которыми пионеры в 50-е годы на демонстрацию ходили, еще один, подаренный красноярцем, возьмут. Он может в оформлении экспозиции пригодиться или для интерактивного общения с молодежью подойти.

— У нас существует фондово-закупочная комиссия, на которой принимается решение, в какой фонд определить предмет, — поясняет Оксана Швецова. — Фонды в краеведческом музее делятся на основные и вспомогательные. В основные помещаются предметы, представляющие из себя большую ценность. Во вспомогательных хранятся вещи попроще.

Обслуживают фонды хранители. Название работы просто-таки волшебное, сошедшее со страниц сказок или историй о Средиземье. А на самом деле это “обыкновенные” научные сотрудники, которые не только следят за сохранностью раритетов, но и переписывают их и изучают.

Каждый предмет, будь то картина, икона, золотое старинное украшение и археологические редкости, должен храниться в своем особом мире, в своем температурном режиме и уровне влажности. Например, в помещении, где живут книги, тепло и уютно, как в обычной библиотеке. Вот только решетчатая дверь да большой амбарный замок выдают необычность этого места. А в хранилище для найденных в раскопах ценностей — холодно. Одна из сотрудниц отдела археологии и этнографии Мария Быкова поясняет, что температура здесь не должна превышать 18 градусов. С одной стороны, это не так и мало, а с другой — когда целый день работаешь в хранилище, холод аж до косточек пробирает, пальцы коченеют. А тут нужно каждый камешек, обтесанный нашими прапрародителями, перебрать, протереть от пыли, найти его описание в каталоге и пронумеровать. Сейчас в каждом хранилище музея составляется электронный каталог имеющихся там раритетов. У Маши под надзором 80 тысяч различных находок, записать девушка успела только пять тысяч. Работы еще — непочатый край.

— В хранилище холодно, пыльно, — перечисляет Мария Быкова. — Но как интересно. Возьмешь каменный топор, который еще первые люди изготовили, и аж руки дрожат от волнения!

Нередко во время такой научно-исследовательской деятельности предмет, который хранился в фонде десятилетиями, раскрывается с неизвестной ранее стороны. Вплоть до сенсации. Например, два года назад в фонде Красноярского краеведческого музея такое событие произошло — был обнаружен документ, подписанный самим Наполеоном. Каким образом он попал в сибирское собрание и сколько лет пролежал неузнанным — еще предстоит изучить научным сотрудникам. Но сам факт имеет важное значение для истории.

— Наши коллеги из Минусинского музея рассказывали, что они делали открытия даже в экспозиции, — говорит заведующий отделом археологии и этнографии краеведческого музея Николай Макаров. — Наверное, это связано с тем, что музей существует более ста лет.

Красноярскому краевому краеведческому уже исполнилось 125. И загадок в его хранилищах не меньше. Отыскать их и представить миру — дело музейных работников.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА