Новости

Евгений Никитин: «Любой ценой нам рекорды не нужны»

Евгений Никитин: «Любой ценой нам рекорды не нужны»

Новейшая история Красноярска неразрывно связана с судьбой промышленных гигантов, построенных еще в прошлом веке. Конечно, со сменой формации многое изменилось, но и сегодня именно эти предприятия составляют основу экономики краевого центра. И именно здесь активно внедряются передовые технологии, а также бережно хранятся лучшие традиции прошлого. О новом и старом, о проблемах и прорывах мы беседуем с управляющим директором входящего в компанию РУСАЛ Красноярского алюминиевого завода Евгением Никитиным.

Кризис прошли без сокращений

— Евгений Викторович, недавно были подведены итоги девяти месяцев работы КрАЗа в 2010 году, какие результаты предприятия вы считаете наиболее значимыми?

— За девять месяцев 2010 года Красноярский алюминиевый завод произвел 727 тысяч тонн продукции. Скажу сразу, что это на два процента больше, чем мы получили в прошлом году за аналогичный период работы. Также в 2010-м увеличилась доля продукции с высокой добавленной стоимостью: в первую очередь сплавов, которые используются в различных отраслях. Сегодня это 24 процента от общего объема выпуска: хороший показатель, свидетельствующий об уровне предприятия.

— Не менее важным в алюминиевой отрасли является показатель производительности на одного человека. Изменилось ли что-то в 2010-м по сравнению с предыдущими годами?

— Согласно расчетам, к концу года мы выйдем на цифру 217,9 тонны на человека. В прошлом году было 205,6 тонны, то есть рост составил шесть процентов. Результат вполне приличный, даже в сравнении с западными компаниями. На зарубежных предприятиях с той же технологией, что применяется на КрАЗе, производительность на одного человека составляет от 220 до 260 тонн. Мы не особо отстаем, идем практически наравне.

Хочу отметить, что любое большое предприятие имеет довольно много структур и подразделений, и этот факт отражается на конечной статистике, влияя на показатели производительности. КрАЗ все-таки — не маленький норвежский завод, где только два корпуса и все немножко иначе.

— Но и зарубежные предприятия, и российские заводы живут по одним и тем же экономическим законам. И основные проблемы у вас одни. Так, весь мир сегодня переживает последствия глобального кризиса. Как отразился он на работе КрАЗа?

— В первом квартале мы еще испытывали серьезные трудности, вызванные, прежде всего, ситуацией на мировых биржах. Потом конъюнктура улучшилась, цены на алюминий пошли вверх. Сейчас они опять снижаются, что, в принципе, было предсказуемо. Есть сезонный спад, есть прогнозы поведения инвесторов, которое зачастую носит чисто спекулятивный характер. Но, так или иначе, компания РУСАЛ в целом и наш завод в частности вполне достойно прошли время финансовой нестабильности.

Конечно, в благополучные годы нашей основной целью являлось наращивание объемов производства. А во время кризиса приоритеты пришлось поменять: необходимо было снизить издержки себестоимости выпуска продукции. Чтобы удержаться на плаву, любое предприятие должно приносить прибыль, а иначе зачем нужен такой бизнес? Поэтому цели кардинально меняются в зависимости от конъюнктуры, которая складывается сегодня на рынке.

— И, по вашему мнению, КрАЗ сумел удержаться, сохранить свои позиции?

— Безусловно. Красноярский алюминиевый завод в принципе никогда не был убыточным, в том числе и во время кризиса. Да, уровень прибыли упал, но в минус предприятие не ушло, производство не закрывало и даже имело пусть небольшой, но доход. А наши успешные действия по снижению себестоимости - что стало ставиться в то время во главу угла на всех предприятиях РУСАЛа - позволили избежать сокращений и полностью сохранить коллектив. Осталась и основа социальных программ на предприятии, правда некоторые из них пришлось корректировать. Но на сегодняшний день мы их практически полностью восстановили.

— На какой рынок ориентирован сегодня КрАЗ?

— Мы охотно сотрудничаем с отечественными предприятиями, которые постепенно выходят из кризиса. Полностью закрываем потребности КраМЗа, дивногорских и красноярских производителей автомобильных дисков. Работаем с заводами Урала, Самары, других городов России.

Естественно, развиваются связи и с нашими стратегическими партнерами из Германии, США, Японии, Южной Кореи, Великобритании, Франции, Италии. Так, в Германию мы отправляем сплавы, из которых делают прокат для строительной отрасли. В Японию — сплавы для производства электроники и автомобилей (в число наших партнеров входит известная фирма «Тойота»). Кроме того, скажу вам первым, что сейчас завод льет пробные сплавы литографического качества для компаний «Agfa», «Fuji», «Kodak». В будущем рассчитываем продавать им пятьдесят тысяч тонн металла в год.

— Действительно, зарубежные партнеры КрАЗа — достаточно весомые компании, с именем. А расширять партнерскую базу в России и конкретно в Красноярском крае вы планируете?

— На сегодняшний день завод закрывает всю потребность Красноярского края в алюминии. Но если внутренний рынок будет оживать и к нам поступят обращения от местных производителей, то мы, конечно же, станем с ними работать.

— А у завода есть еще резервы, которые позволяют наращивать мощность?

— Резервы есть, но, чтобы наращивать объемы, нужно понимать, для чего это делается. Все зависит от потребителя.

— КрАЗ - единственное предприятие России, которое изготавливает сплавы для производства алюминиевых банок под напитки. Планирует ли завод расширить спектр литейной продукции?

— Действительно, мы единственные в России, кто выпускает такую продукцию. Но данный факт, прежде всего, — следствие производственной политики РУСАЛа. Технологии, которые требуют особого оснащения, равномерно распределены по разным заводам. Что же до расширения спектра литейной продукции, то я уже отметил, что сейчас производство сплавов занимает 24 процента от общего объема. Мы планируем увеличить эту долю до 40 процентов. Тем более что интерес к такой продукции есть. Я уже говорил, например, об интересе к нашим сплавам литографического качества. К нам часто приезжают с аудитами представители предприятий из других регионов России и из-за рубежа. Недавно была греческая компания, до них завод посещали представители немецкой фирмы. А сейчас перед нами стоит задача выйти на китайский рынок. Визит делегации из Поднебесной должен состояться через две недели. Наши потенциальные партнеры будут оценивать не только спектр предложений завода и качество его продукции. Их интересуют такие факты, как технология производства, экологическая политика предприятия. Для представителей Китая важно, чтобы все было в соответствии с международными стандартами.

— Не боитесь?

— Нисколько. Ведь предприятие соответствует всем требованиям сегодняшнего дня.

Экология – один из важнейших приоритетов

— Евгений Викторович, а есть на красноярском заводе технологии, которые больше нигде в мире не используются?

— Есть. С этого года мы начали внедрение в производство новой технологии — это «Экологический Содерберг», позволяющий значительно снизить вредную нагрузку на окружающую среду. Это полностью новая конструкция электролизера, футировки, газоотсоса, применение коллоидной массы. По своим показателям данная технология производства алюминия вплотную подходит к самым чистым, с точки зрения экологов, разработкам, использующимся в отрасли. Ее применение позволяет уменьшить выбросы по тому же фтору в полтора раза. Сегодня «Экологический Содерберг» внедряется в четырех корпусах завода. В будущем компания планирует переоснастить по самому высокому экологическому стандарту не только КрАЗ, но и другие сибирские предприятия.

— «Экологический Содерберг» — это, похоже, хорошо. Но к решению экологических вопросов необходимо подходить комплексно. Ведь не секрет, что КрАЗ довольно серьезно влияет на атмосферу города.

— Заводчане - тоже жители Красноярска, тоже дышат этим воздухом и не могут не думать об общей безопасности, не заботиться об экологии. Нужно помнить, что предприятие было построено около 50 лет назад, по технологиям того времени. За пять лет, с 2004-го по 2009 годы, РУСАЛ провел первый этап программы экологической модернизации КрАЗа. На заводе внедрена система автоматической подачи глинозема в электролизном производстве, производство переведено на технологию сухого анода. У нас полностью заменено газоочистное оборудование, мы перешли на систему, которую сегодня используют лучшие алюминиевые заводы той же Норвегии.

Затраты на реализацию экологической программы составили 300 миллионов долларов. Причем я подчеркиваю, что это затраты именно на переоснащение, дающее четко выраженный экологический эффект. Подчеркиваю, потому что в Красноярске недавно кто-то давал неправильную информацию о том, что не все 300 млн пошли на модернизацию. Но вся сумма была затрачена именно на эти цели. А результаты весьма существенны. Снижены удельные выбросы вредных веществ на тонну произведенного алюминия. По фтористому водороду - в полтора раза, по смолистым веществам в 2,7, по бензапирену в 2,5 раза.

— Кто и как контролирует выбросы КрАЗа и где можно получить информацию об уровнях загрязнения воздуха?

— Контроль за выбросами осуществляет заводская санитарно-промышленная лаборатория, и все данные поступают в отдел экологии. Есть и внешний мониторинг, который проводит Центр лабораторных анализов и технических измерений (ЦЛАТИ). Это государственная лаборатория, которая участвует в проверках Ростехнадзора, Росприроднадзора по всей России. ЦЛАТИ делает независимую экспертизу, а потом сравнивает полученные данные с показателями мониторинга, проходящего внутри завода.

— И как часто данные ЦЛАТИ совпадают с выводами заводской лаборатории?

— Практически всегда. Более того, на КрАЗе действует программа, согласно которой мы каждый год снижаем уровень вредных выбросов. Последняя проверка, которая прошла в октябре-ноябре, подтвердила, что предприятие полностью выполняет взятые на себя обязательства по улучшению экологической обстановки в городе.

— Забота обо всех жителях города — очень важный момент. Но не менее серьезная задача — оградить от возможных опасностей сотрудников предприятия. Особенно тех, кто трудится во вредных условиях. Что делается для этого на КрАЗе?

— Во-первых, мы ежегодно проводим медицинский осмотр всех работников завода. И мы ежегодно расширяем список мероприятий, направленных на предупреждение опасных заболеваний: онкологических, бронхолегочной системы, опорно-двигательного аппарата. Так, при необходимости после прохождения обязательного медосмотра сотрудникам назначается дополнительное обследование. Также за счет средств предприятия для работников приобретаются путевки в санатории. Мы отправляем людей на отдых и лечение в «Белокуриху», «Катунь», «Озеро Учум», «Сибирь».

Еще одно направление — использование самых современных средств индивидуальной защиты сотрудников, работающих на вредных производствах. Так, еще пять лет назад они одевали респираторы, а сейчас все трудятся в полумасках, которые защищают в три-четыре раза эффективнее, а носить их комфортнее.

— А соблюдают ли сами работники требования техники безопасности?

— Да, сознательность сотрудников предприятия растет, а мы прилагаем к этому все возможные усилия. Всегда объясняем, что не стоит рисковать здоровьем. Если при выполнении работ появляется хоть малейший риск, необходимо остановиться.

Приоритеты в данном вопросе у нас расставлены довольно четко. Сначала — безопасность людей, а потом уже выполнение плана. Любой ценой нам рекорды не нужны. Это общая политика РУСАЛа.

Помним, что работаем в Красноярске

— Сегодня многие предприятия взяли курс на модернизацию. Однако есть опасность, что это может отразиться на рынке труда. Ведь технический прогресс, применение новых технологий ведут к высвобождению рабочей силы. Процессы, которые сегодня происходят на вашем предприятии, не могут ли вызвать рост безработицы в Красноярске?

— Нет, сокращения на своем заводе мы не проводим, и это тоже часть общей политики компании. И при внедрении любых ноу-хау ищем варианты устройства высвободившихся работников, делаем перемещения внутри предприятия. За те девять месяцев, что я руковожу заводом, мной не подписан ни один приказ по сокращению рабочих.

Но я не хочу сказать, что с появлением новых технологий ничто не меняется в жизни сотрудников. Внедрение любой новинки требует знаний и опыта, а значит, дополнительного обучения персонала. И мы переучиваем своих работников.

— Еще со времен Союза красноярцы считают КрАЗ местом, где стабильно платят достойную зарплату. А сегодня какова ситуация?

— Средняя зарплата по заводу составляет 30 тысяч рублей. Это больше, чем в среднем по городу, разница составляет примерно 10 тысяч. Конечно, на предприятии есть разные специальности, и зарплата у электролизников, литейщиков больше, чем у сотрудников вспомогательных подразделений, специалистов заводоуправления. Но работа в цехах гораздо трудней. Что до стабильности, то даже во время кризиса у нас не было задержек по заработной плате, заводчане получали и получают ее вовремя два раза в месяц. Причем индексация зарплаты происходит ежегодно. Так, по сравнению с 2009-м в этом году повышение составило от шести до восьми процентов по разным категориям.

Есть у нас и другие способы мотивации сотрудников. Так, на предприятии действует Положение об оплате труда и премировании работников. В его основе лежит следующая система: оплата труда каждого производится по результатам его личного вклада (учитывается и количество произведенной продукции, и качество работы), а также по производственным и экономическим результатам деятельности всего предприятия.

О медицинском обслуживании я уже сказал, а кроме того, стоит добавить, что мы заботимся и об оздоровлении детей работников завода, выделяем путевки в загородные оздоровительные лагеря. Отправляем ребятишек на озеро Шира, в Тесь - в лагерь “Солнечный”, а также в “Гренаду”. А на Новый год детям в обязательном порядке вручаются подарки.

Есть и еще целый ряд социальных программ. Сегодня все сотрудники получают дотацию на питание: 40 рублей в день. Уже в 2011-м мы планируем увеличить эту сумму до 70 рублей. В число обязанностей работодателя входит и доставка работников на завод: по определенным маршрутам ходят наши автобусы.

Наконец, нуждающимся в жилье завод бесплатно предоставляет место в общежитии. Это очень важно для иногородних сотрудников.

— Если мы говорим о социальных программах, то стоит, наверное, вспомнить, что в этот год страна отметила 65-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Проходили на предприятии посвященные этой дате мероприятия по поддержке ветеранов?

— Честно говоря, мы поддерживаем ветеранов вне зависимости от дат. У нас есть и свой Совет ветеранов, и благотворительный фонд «Металлург», на учете в котором состоит около двух с половиной тысяч человек — пенсионеров, бывших работников КрАЗа. Завод оказывает им поддержку, выплачивает пособия, делает ремонты, покупает бытовую технику. Это не разовые акции к юбилею Победы, а постоянная работа. К слову, для многих наших ветеранов важнее даже не получение материальной помощи, а возможность встречаться вместе, общаться, заниматься в клубах по интересам.

— КрАЗ — один из крупнейших заводов города – помимо прочего, представляет здесь компанию РУСАЛ. Какое участие в жизни краевого центра принимают и компания, и предприятие?

— В первую очередь стоит сказать о новой программе «Территория РУСАЛа», которая реализуется совместно с правительством Красноярского края. На нее выделено 170 миллионов рублей. В рамках программы будут выданы гранты на реализацию социальных проектов, при этом максимальная сумма составляет 15 миллионов рублей. На сегодняшний день на участие в конкурсе заявились 144 организации. Идет отбор проектов, и к Новому году будут объявлены победители. К слову, в экспертной оценке проектов участвуют наши сотрудники.

Хочу сказать, что представленные проекты очень интересны, но в то же время очень разные. Однако все они действительно имеют четкую социальную направленность. Это не разовая акция, она будет продолжена. РУСАЛ и раньше реализовывал такие программы, предприятие осуществляло несколько социальных проектов. Например, «Зеленый патруль», в рамках которого проводились экологические экспедиции, «Сто спортивных проектов», «Сто классных проектов». Но данные акции были разрознены, а теперь они объединены в одну программу. Подробности о том, как принять в ней участие, можно узнать в центре социальных программ РУСАЛа по адресу: Ленина, 88.

Также стоит отметить, что завод активно участвует в муниципальной программе по снижению социальной напряженности на рынке труда. В течение двух лет КрАЗ устраивает на стажировку выпускников красноярских вузов, которые получают возможность приобрести ценный профессиональный опыт. Мы же можем оценить их способности и пригласить лучших работать на постоянной основе.

А еще завод принимает участие и во всех событиях Советского района — будь то спартакиада, субботник, подготовка к празднованию Нового года. Это для нас тоже очень важно.

— Вы руководите КрАЗом уже девять месяцев. Скажите, изменилось ли за это время ваше отношение к работе, к предприятию?

— Отношение к работе за это время действительно пришлось пересмотреть. Завод большой, самому охватить все просто нереально, все равно останутся белые пятна. Это раньше, пока работал на Саяногорском заводе, который намного меньше Красноярского, можно было самому все обойти, везде побывать. А КрАЗ и за месяц не весь обойдешь. Поэтому приходится больше полагаться на людей. Необходима команда, специалисты, которым можно делегировать работу.

— И кто может стать человеком вашей команды?

— Шанс есть у всех, никаких формальных критериев я не задаю. У нас работают и довольно молодые люди, и люди с опытом, но в то же время открытые всему новому. Причем к моему приходу на КрАЗе сложился очень хороший, профессиональный коллектив, который сегодня и составляет костяк нашей команды. Были трудности в начале года, когда каждый смог показать себя.

— Напоследок еще один личный вопрос: вы, выпускник института гражданской авиации, сегодня работаете в металлургии. Конечно, производите «крылатый металл», но все равно это как-то неожиданно. Как вы пришли в эту отрасль?

— «Удачно» выпустился из вуза в 1989 году, когда страна менялась и уже не было никакого распределения. Иди, куда хочешь, занимайся, чем хочешь. Я направился в Саяногорск. Участвовал в строительстве алюминиевого завода, потом на него же и устроился электролизником.

в Саяногорске проработал 17 лет, этот город для меня родной. Но и Красноярск много значит в моей жизни. Я смотрю, как он растет, становится все лучше и современней, и горжусь тем, что компания, которую я представляю, вносит свой вклад в его развитие.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА