Новости

Дурилка картонная

Дурилка картонная

Как государство разоблачает строительных заговорщиков

…В одном из будущих городов красноярской агломерации конкурс на поставку пластиковых окон в детские учреждения проходил так: сторожу здания, где лежали заявки, сунули “котлету” — на арго бизнесменов, пачку в сто тысяч рублей, чтобы пропустил в комнату заменить документы. Юриста нашли дома и вежливо попросили переписать кое-что в бумагах, сказав: иначе будут проблемы. Она отказалась. Утром села с ребенком в машину, подошел дворник — говорит, недавно возле автомобиля крутились какие-то темные личности. Оказалось, перерезали тормозные шланги. До беды, как говорится, оставалось полшага. А цена контракта, в который вцепился криминал, по словам заместителя начальника краевого Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) Олега Харченко, — 30 миллионов рублей. “Жестокая борьба идет сегодня за каждый бюджетный рубль”, — резюмировал он. И вот характерная иллюстрация к его словам.

На днях антимонопольщики разбирали, причем не в первый раз, очередное дело по “обвинению в заговоре”. По версии краевого правительства, фиктивный аукцион со сговором устроили несколько строительных компаний региона — “Призовой строй”, “Общениестрой”, “Плюс Монтаж”, “Комплимент”, “Синдбадстрой” и другие (пока разбирательство не окончено, имена фирм слегка изменены). Вела дело комиссия во главе с другим замначальника службы Евгением Лужбиным. А суть спора хозяйствующих субъектов в том, что Управление делами губернатора и правительства Красноярского края подало заявление в УФАС “по признакам нарушения законодательства в отношении участников проведенного открытого аукциона на выполнение подрядов работ по капитальному ремонту нежилых помещений по адресам: улицы Ленина, Красной Армии, Карла Маркса” (это все правительственные офисы). Состоялось это знаменательное событие 2 сентября. Все участники аукциона были зарегистрированы. Начальная максимальная цена контракта составляла 5 999 997 рублей 92 копейки — как видим, бережливые администраторы учли каждую стружку. Сначала обозленные предполагаемым сговором чиновники хотели признать результаты торгов недействительными, но потом это решение отозвали — видимо, кому-то все же надо ремонтировать офисы — и теперь хотят только привлечь заговорщиков к административной ответственности силами антимонопольного управления.

В соответствии со скандально известным федеральным законом № 94 «доторговались» до шага аукциона в 0,5 процента от цены контракта (это примерно 30 тысяч рублей). И, как сообщила представительница истца, после троекратного объявления о стоимости договора ни один из участников не сделал предложение о снижении цены контракта.

И только один участник — глава компании “Сибирский кирпичстрой” (название тоже слегка изменено) поднял карточку. В итоге первоначальная цена аукциона, добавила истица, оказалась сниженной только на 0,5 процента, “не были сэкономлены бюджетные средства, и фактически в мероприятии принял участие только один заявитель”. Выходит, смету капремонта при заметном понижении цены нужно было бы резать и тем самым экономить на прибыли, материалах, заработной плате и налогах? Однако закон есть закон — именно 94-й подразумевает “ради сокращения бюджетных трат” такого победителя конкурса, какой предложит наименьшую цену. А УФАС — служба государственная и обязана разбирать нарушение закона, каким бы абсурдным он не выглядел.

Дальше — еще интереснее. В управделами правительства считают, что аукцион с одной поднятой карточкой есть свидетельство заранее достигнутой договоренности. Но у них нет прямых доказательств: по словам представительницы, только “участие одной фирмы и поведение конкурентов во время аукционов”.

— Психологи, — ехидно заметил на это один из руководителей стройфирм. И что-то многозначительно пометил в своем органайзере. А “неправильное” поведение это, по мнению истицы, выражалось вот в чем: участники невнимательно следили за ходом аукциона, “не было попыток поднять карточку”. На это победитель аукциона обиженно возразил, что определять поведение — дело психологов. А специалистов такого класса на аукционе не было. Законом не предусмотрены.

Как же объясняли на заседании “проигравшие” фирмы свое неучастие в аукционе? Дружно, как один — “сметчики посмотрели объемы работ, вывешенные в Интернете, и дали заключение: рентабельность будет достигнута только при максимальной цене”. Поэтому, мол, и не тянули вверх руки. Да и невнимательны были. А когда комиссия УФАС спрашивала, зачем все-таки строители шли на аукцион, ответ также был одинаковым — надеялись, что остальные откажутся. При этом сидящие в зале заседаний нехорошо улыбались. Ощущение полного сюрреализма усилилось, когда Евгений Лужбин спросил вызванных руководителей:“А можно посмотреть на эти сметные расчеты?” Оказалось, их дружно выбросили еще до аукциона. Зачем, мол, нужны.

В УФАС подозревают, что победитель конкурса заранее договорился с коллегами на определенных условиях. Но доказать это пока не могут. В Управлении делами правительства есть некий видеоролик, на котором видно, что менеджеры передавали друг другу загадочные бумаги. Но сейчас там отказываются представить его антимонопольщикам. Результат этого воистину булгаковского заседания был вполне предсказуем: дело перенесли. Ибо ни та, ни другая сторона не представила достоверных доказательств собственной правоты.

Почему же возникает ощущение полного абсурда происходящего? Ведь что нужно на самом деле? В ходе честного соревнования выбрать компанию, которая предложит лучшие параметры контракта. Низкая стоимость контракта — это никакая не экономия бюджетных денег, а угроза головам чиновников, на которые из-за “оптимизированного” капремонта может упасть кирпич или кусок штукатурки. В свою очередь, строителей много, а госзаказов мало. Вполне можно допустить такой факт, что один за определенное вознаграждение другим берется за контракт, потом наступает очередь следующего. Не знаю, кто придумал такое законодательство, но он — не очень умный человек.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА