Проспект культуры
В Красноярске представят премьеру сюиты из балета «Царь-рыба»
Сегодня произведения Виктора Астафьева приобретают особый смысл.
«Володя, ты гений!» — воскликнул Виктор Астафьев, когда впервые услышал романс Владимира Пороцкого на свои стихи «Ах, осень, осень». Это было двадцать пять лет назад, когда город и край широко отмечали 75-летие писателя. В тот же год на сцене Красноярского театра оперы и балета состоялась премьера ещё одного произведения Пороцкого — балета «Царь-рыба» по мотивам одноимённой повести Виктора Астафьева. Поставил спектакль солист Большого театра, ученик Юрия Григоровича Сергей Бобров. И вот спустя четверть века «Царь-рыба» вновь зазвучит в Красноярске. На этот раз в ином амплуа — камерно-оркестровом.
Сюита из балета «Царь-рыба» создана композитором по заказу художественного руководителя Красноярского камерного оркестра Михаила Бенюмова. Сочинение приурочено к Году Астафьева, к его столетнему юбилею.
— С Владимиром Пороцким меня лично и оркестр связывает давняя дружба и творческое сотрудничество, — отметил Михаил Бенюмов. — В репертуаре коллектива несколько произведений Владимира Яковлевича, некоторые из них специально написаны для Красноярского камерного оркестра. Вместе с сопрано, народной артисткой России Ольгой Синицыной, мной и заслуженной артисткой России Ларисой Маркосьян на фирме «Мелодия» записана пластинка — вокальный цикл «Сонеты тёмной любви» на стихи Гарсии Лорки. Оркестр стал первым исполнителем концертино для аккордеона и оркестра, Симфонии № 3 и других сочинений композитора.
Виктор Астафьев верил, что «выше музыки нет ничего». «Вначале было не слово, а звук», — говорил он. И этот звук, сложенный у Астафьева из красоты и суровой печали сибирской земли, в последнее время раздаётся особенно пронзительно, считает Владимир Пороцкий. Страницы его книг и эссе пропитаны болью. Не исключение «Царь-рыба»: истерзанная браконьерами, людской скупостью и эгоизмом, природа в повести теряет свои силы, трагически отдаляется от первозданной красоты. Сегодня произведения Астафьева приобретают особый смысл, а музыка рельефнее высвечивает его.
— Это мистерия, наполненная символическим смыслом, — говорит Владимир Пороцкий. — Здесь главенствует образ заповедной природы, таинственной и всевластной, а образ-символ невероятно фантастической рыбы, олицетворяющей природные глубины, является предостережением для всех, посягнувших на святость бытия.
Премьера сочинения состоится не только в Красноярске, но и в Сосновоборске и Дивногорске. Вместе с музыкой со сцены прозвучит и астафьевское слово в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Кобелькова. Ведущий актёр Красноярского театра юного зрителя — обладатель многих престижных премий, среди которых премия Фонда имени Астафьева, которую Анатолий Кобельков получил в 1995 году.
Концерты Красноярского камерного оркестра, где будет представлена сюита Владимира Пороцкого, — часть проекта «Музыка в прозе В. П. Астафьева: к 100-летию автора». Спецпроект муниципального коллектива стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив и реализуется при его поддержке. В рамках гранта также планируется создание специального цифрового пространства — сайта-лендинга, где будут выложены и доступны всем желающим запись литературно-музыкальной композиции «Царь-рыба» и материалы о творчестве сибирского писателя.
Премьеры сюиты из балета «Царь-рыба» Владимира Пороцкого состоятся:
10 апреля — городской Дворец культуры «Мечта», Сосновоборск;
13 апреля — малый концертный зал имени И. В. Шпиллера, Красноярская филармония, Красноярск;
27 апреля — зал краевого научно-учебного центра кадров культуры, Дивногорск;
1 мая — большой зал Сибирского института искусств имени Д. Хворостовского, Красноярск.
(12+)
Автор: Нина Градова
_ Фото: пресс-служба Красноярского камерного оркестра_