Новости

Деньги из-под земли

Деньги из-под земли

Власть укрепляет сейсмостойкость края

Полмиллиарда рублей, в том числе — 220 миллионов из краевого бюджета, потребуется на реализацию программы “Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Красноярского края” на 2011—2013 годы, сообщили нашей газете в пресс-службе правительства региона. После того, как министр строительства и архитектуры Владимир Цапалин на заседании кабинета рассказал о том, как возможное землетрясение может сказаться на жизни Красноярского края, программа была тут же утверждена.

В деталях проект спасения домов, заводов и плотин от “гнева Плутона” таков: планируется провести оценку сейсмической опасности для отдельных промышленных районов края и проверить, насколько крепки там здания и сооружения. Результатом этой работы станет подготовка комплектов карт сейсмического микрорайонирования территории Красноярска и детального сейсмического районирования для территории стокилометровой зоны вокруг Саяно-Шушенской ГЭС, а также проведение укрепительных работ по защите жилых домов, зданий и сооружений, имеющих дефицит ударной стойкости общей площадью 105,6 тысячи квадратных метров. Если федеральный центр также подбросит деньжат, эта площадь увеличится вдвое. По мнению разработчиков программы, в первую очередь надо провести так называемое сейсмоусиление жилых домов красноярского микрорайона Верхние Черемушки и капитальный ремонт моста через протоку Енисея в г. Минусинске. По словам Владимира Цапалина, для Черемушек край выделит городу 60-миллионную субсидию в 2011 году, а всего за три года будет перечислено 170 млн. Получит деньги и Минусинск. О бюджетной помощи ГЭС не сообщается ничего, но это логично: Саяно-Шушенской станцией управляет крупнейшая частно-государственная компания со стомиллиардными оборотами. Было бы удивительно, если бы она стала просить средства у казны — уж что-что, а на составление карт и укрепление плотины финансы там найдутся.

Почему именно в конце ноября 2010 года краевая власть занялась проблемой землетрясений? Есть два варианта ответа. Первый — во всем мире резко усилилась как сейсмическая, так и вулканическая активность: в недрах Земли что-то происходит, но мы не в курсе. Всем памятен еще исландский вулкан Эйяфьятлайокудль, на месяц парализовавший авиационное сообщение в Европе. А тут еще взбесились камчатские вулканы — Шивелуч, например. Взял да выбросил пепел на семь километров вверх. Неделю назад землетрясение магнитудой шесть баллов произошло на острове Новая Британия, который принадлежит Папуа — Новой Гвинее, сообщается на сайте Геологической службы США. А Папуа — Новая Гвинея является частью так называемого тихоокеанского огненного кольца (мощного тектонического разлома), характеризующегося высокой сейсмической активностью.

Есть тревожные сигналы и поближе к Красноярску. Ни с того ни с сего подземные толчки были зафиксированы в спокойном Челябинске: трескались стены зданий, разбивалась посуда, падали со стен почетные грамоты лучшим балалаечникам. Ученым из Екатеринбурга власти соседнего Челябинска даже заказали проведение независимой экспертизы, которая должна назвать истинную причину подземных колебаний в столице Южного Урала. Ранее сообщалось, что загадочные подземные толчки беспокоили горожан в течение октября. Сообщения о колебаниях земной тверди появлялись на городских интернет-форумах и в социальных сетях. На днях почти шесть баллов стихии ударило по Бурятии: повезло, что не оказалось жертв и разрушений, потому что земля тряслась под озером. И еще немного статистики. За предыдущую неделю в Европе зафиксировано 242 землетрясения. Это небывало высокая цифра. Поэтому можно уверенно сказать, что краевая власть не перестраховывается.

Второй вариант — время, отпущенное нам природой на подготовку к стихии, вышло. Ведь уже десять лет прошло, как Красноярск вздрогнул от неожиданного удара в конце октября: и хотя сила толчков была незначительной, от 2 до 2,5 балла, паника, охватившая население, была всеобъемлющей. Мы помним толпы испуганных людей, выскочивших из своих зданий на Взлетке, в Северном, на правобережье… Через три года история повторилась — теперь уже на три с половиной балла (так отозвалось на Енисее девятибалльное землетрясение в Горном Алтае). Наконец, в августе позапрошлого года тряхнуло Иркутск, да так, что там развалилось несколько зданий. Мы отделались только парой-тройкой слабых трещин. После этого начальник строительного отдела департамента градостроительства и архитектуры Наталья Свириденко дала подробный комментарий происходящему. По ее словам, оснований для массового беспокойства у красноярцев нет, потому что при застройке местных микрорайонов все проекты предусматривали сейсмостойкость в шесть баллов.

— Если же вести речь о старых зданиях, построенных в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого столетия, называть их ветхими в смысле сейсмоустойчивости нельзя, и дело тут даже не в легенде о том, что “раньше строили крепче”, — рассказывает Наталья Свириденко. — Нет. Вообще проектировщики — народ, изначально любящий перестраховаться, недоверчивая такая профессия… Нагрузки и тогда были предусмотрены. Например, мы знаем: там, где должно быть забито 20 свай, забивают 30. Хочу еще заметить, что при строительстве учитывается не только сейсмостойкость, но и способность здания противостоять урагану и резким перепадам температур. Климат у нас континентальный: дома успешно подвергаются нагреву до сорока и больше градусов летом, и до минус пятидесяти зимой. Они изначально крепки.

Что же касается Верхних Черемушек — в мэрии просят горожан не смешивать две разные проблемы. Дело в том, что дома в этом микрорайоне действительно построили с серьезным браком, не обеспечив грамотный подземный водоотвод. И они в самом деле немного, по терминологии строителей, “плывут”. Но в части устойчивости к ударам Плутона они, что называется, не хуже прочих. Почему краевая власть обратила на них внимание, ясно — стихия может спровоцировать разрывы коммуникаций, повредить инфраструктуру микрорайона, если, конечно, будет для этого достаточно мощной. Но в Красноярском НИИ геологии и минерального сырья (КНИИГИМС) уверены в том, что землетрясений, подобных семибалльному иркутскому, здесь быть не должно.

Специалисты КНИИГИМС Николай Пилимонкин и Александр Беспрозванных комментируют тему так: “Можно утверждать, что землетрясения, ожидаемые специалистами Института земной коры Сибирского отделения Академии наук в 2009—2015 годах, не вызовут каких либо серьезных последствий для инфраструктуры, промышленных объектов и жителей Красноярского края. Напротив, опасность для территории центральных и южных районов Красноярского края представляют землетрясения, сила которых незначительна (в сравнении с прогнозируемыми землетрясениями специалистами ИЗК СО РАН), но эпицентры которых могут располагаться в непосредственной близости от крупных городов края и опасных промышленных объектов”.

Тут следует пояснить, что эксперты ИЗК действительно прогнозировали на ближайшие пять-шесть лет мощные землетрясения на Горном Алтае, в Байкальской рифтовой зоне, в отрогах Саян. Но колебания почвы имеют обыкновение затухать и до Красноярска дойдут в худшем случае только слабые отголоски. Максимум, как сообщают консультанты КНИИГИМС, в три-четыре балла. Это тоже, конечно, не праздник Помидора, но такие удары мы уже переживали, — надеемся, что переживем и новые. Но лучше бы их не было совсем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА