Новости

Чем могу помочь?

Чем могу помочь?

Больше всего одинокие люди нуждаются в общении

— Это моя Надюша, моя радость, я ее очень люблю, — знакомит нас со своим социальным работником пенсионерка Людмила Киреева. — Она ведь еще и учиться на заочном отделении успевает, и работает.

После перенесенных болезней, давших осложнения, Людмила Михайловна с большим трудом выходит из дома. Помощницей в делах ей стала двадцатичетырехлетняя Надежда Кузьмина, социальный работник центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района. Девушка она скромная, улыбчивая и очень ответственная. К своей Наде клиентка относится с большой теплотой. Их совместной работе полтора года. Всего же на обслуживании в социальной службе женщина находится восемь лет. Чувство юмора, задора, оптимизма Людмила Михайловна не теряет, а потому и Надежде с ней всегда легко и приятно общаться.

Такие, почти родственные отношения между социальным работником и его подопечным не редкость. Но за этим стоит огромный труд. Нужно понимать, в чем конкретно нуждается клиент учреждения, с каким специалистом ему будет комфортнее, какой человек в принципе способен работать в системе социальной защиты. Держать ситуацию под контролем помогает “Неделя качества”, которая ежегодно проходит в нашем городе.

— Еще до того, как открывается общегородская “Неделя качества”, мы проводим собственный внутренний аудит, — рассказывает Ольга Пучковская, директор центра социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов Октябрьского района. — Все замечания, предложения обсуждаются, дается время на устранение недостатков, мы смотрим, как можно усовершенствовать работу. В рамках городской “Недели качества” проводится анкетирование клиентов, которое позволяет понять, на что нужно обратить особое внимание, какие формы работы необходимо развивать.

Так, анкетирования прошлых лет подтверждают, что чаще всего люди нуждаются в простом человеческом общении. Это неудивительно, поскольку клиенты центров зачастую являются одиноко проживающими. Кроме того, благодаря опросам стало ясно, что необходимо развивать социально-бытовое обслуживание. Например, значительная часть респондентов нуждается в оказании парикмахерских услуг по сниженным ценам. Администрация центра заключила договор с учебно-производственным лицеем № 25 на обслуживание пожилых клиентов. Также по специальным талонам пенсионеров принимают в одной из парикмахерских района. Список предоставляемых бытовых услуг планируется расширять. Ремонт одежды, обуви — все это стоит недешево, а введение льготных расценок для клиентов социальных центров будет ощутимой поддержкой для малообеспеченных людей.

Анкетирование также показало, что есть большая потребность в прокате средств индивидуальной реабилитации. Такая работа в районе ведется, но инвалидных колясок, специальных ходунков и прочего оборудования требуется гораздо больше, чем имеется в наличии. Остается надежда на спонсоров, неравнодушных людей, у которых есть подобное оборудование, и они готовы предоставить его безвозмездно.

В целом же работа районных центров социального обслуживания включает в себя несколько направлений. Сегодня в структуру центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района входит десять отделений. Это шесть отделений социального обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания, два — социально-реабилитационных и одно организационно-методическое.

Так, срочное обслуживание — это разовая, адресная скорая помощь тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Например, приехал человек в Красноярск, попал в больницу, а у него украли документы, деньги, и в городе нет ни одного человека, к которому можно было бы обратиться. На помощь в разрешении непростой ситуации приходят специалисты социальной службы.

Социально-реабилитационное отделение действует в центре с 2001 года. В течение года здесь работает 17 смен, которые принимают группы по 12 человек. Клиенты отделения получают целый комплекс услуг. Включает он и индивидуальные консультации по состоянию здоровья, и психологическое сопровождение, и культурные мероприятие, а также занятия на тренажерах, сеансы фитотерапии, тренинги. Для одиноких людей — это настоящее спасение от отчаяния. Они получают то, чего им не хватает больше всего. Процент тех, кто испытывает недостаток общения, с каждым годом только растет. Для этого и создаются творческие студии, кружки по интересам, школы здоровья, проводятся вечера встреч. Так, клуб “У самовара” объединяет родителей погибших в мирное время военнослужащих. Многие матери потеряли своих единственных сыновей. От одиночества женщин спасают встречи с единомышленниками, творческие занятия.

Центр тесно сотрудничает с общественными организациями. Специалисты выходят на районные советы ветеранов, общества инвалидов, руководство предприятий, где работали люди. Так, всем вместе, удается решить хотя бы часть проблем. Межведомственное взаимодействие очень важно, убеждена Ольга Пучковская. Примером такого сотрудничества в районе является работа с фондом ветеранов Афганистана.

Но одной из самых востребованных форм работы социальных центров остается обслуживание на дому. Только в Октябрьском районе 725 таких клиентов из числа пенсионеров и инвалидов.

— Сегодня проблема социального обслуживания и социального обеспечения пожилых людей особенно актуальна, — говорит Ольга Жоресовна. — Во всем мире растет количество пожилых людей, Россия не исключение. В Октябрьском районе проживают более 147 тысяч человек, почти тридцать тысяч из них — пенсионеры. Более восьми с половиной тысяч — это одиноко проживающие пожилые люди.

Конечно, не все из них нуждаются в услугах социальных работников. Есть немало пенсионеров, которые, несмотря на преклонный возраст, принципиально отказываются от чужой помощи. И хорошо, что здоровье позволяет им обслуживать себя самостоятельно. Но ведь помощь может понадобиться в любой момент, поэтому социальная служба постоянно развивает и совершенствует формы работы.

Наиболее нуждающимися являются клиенты в возрасте от 75 до 89 лет. Таких людей почти шестьдесят процентов от общего числа обслуживаемых в центре. Многие с трудом выходят из дома, а потому нуждаются в доставке продуктов, товаров первой необходимости, лекарств, оплате коммунальных платежей.

Работать с людьми не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кажется, что сложного: принес продукты и лекарства три раза в неделю и свободен. Однако функции социального работника уже давно не сводятся только к “курьерским”. Клиенты разные, у каждого свой характер, своя судьба, свои претензии и ожидания, требуется быть хорошим психологом. Кроме социальных работников клиентов центра посещают на дому заведующие отделениями, что позволяет руководству четче понимать, в чем конкретно нуждаются их подопечные. Так, уже давно существует востребованность услуг сиделок, услуг по уборке квартир тех людей, которые не могут ухаживать за собой самостоятельно. Количество заявок и просьб постоянно увеличивается. В следующем году центр планирует развивать и эти виды услуг.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА