Новости

Александр и Александра

Александр и Александра

Полвека вместе — в радости, в трудностях и в профессии. Жители Октябрьского района, супруги Шигильчевы — Александр Александрович и Александра Константиновна недавно отметили пятьдесят лет совместной жизни.

Оба по сорок лет отдали педагогической работе. Их детство имеет много общего, хотя росли Александр и Александра в разных концах России, но это были военные годы. Суровое время воспитывало в людях трудолюбие, ответственность и исполнительность.

Александр Александрович родом из Чувашии, родился в большой семье, его отец был служащий, а мать работала в колхозе.

С шести лет мальчишка начал помогать по дому — убирал двор, пас гусей. Чуть подрос и с другими мальчишками стал ухаживать за лошадьми, дети боронили колхозные поля, окучивали картошку.

Учеба у Саши шла успешно. В семейном архиве сохранились похвальные листы отличника Шигильчева.

После школы юноша поступил на историко-филологический факультет. Выбор не был случайным — это был любимый школьный предмет.

Все годы студент получал похвальную стипендию. Как секретарь комсомола факультета приобретал навыки организаторской работы.

Диплом с отличием дал возможность выбрать место работы в городе, однако романтика сибирских строек звала не только строителей, но и педагогов. Молодой специалист решил ехать в Красноярский край. Направление дали в Партизанский район, в поселок Мина. Первая учебная четверть 1957 года началась, как и во всех сельских школах России, не в тиши классных кабинетов, а на бескрайних картофельных полях. Весь сентябрь Александр Александрович со своим классом убирал с полей урожай. По соседству трудился параллельный класс со своим педагогом, выпускницей красноярского пединститута Александрой Константиновной. Здесь и произошла первая встреча будущих супругов.

Через год молодые педагоги поженились и переехали в поселок Кожелак. Александра Александровича назначили директором семилетней школы. В теории он знал, что руководитель учебного заведения ответственен за все и за всех. Директор школы должен создать условия для учебы детей и работы педагогов. В поселке же школа располагалась в двух ветхих помещениях, строительство новой остановили из-за отсутствия средств. Надо было действовать.

— Муж взялся за дело горячо, с оптимистическим настроем, — вспоминает Александра Константиновна. — Обратился к общественности, написал в газету, стучался в двери разных инстанций — исполкома, райкома. Просьба была услышана, и через год школу достроили. Это был праздник для всего поселка. Школа на селе — это центр культуры.

Настойчивого, ответственного, умного молодого руководителя заметили. Его назначили директором Запасно-Имбежской средней школы. Александр Александрович проработал там четыре года, построил мастерскую, выхлопотал два трактора и грузовую автомашину для трудового обучения, а как депутат добился автомобильного сообщения от поселка до Уяра.

Позже педагога перевели директором в среднюю школу на станции Солянка, где обучалась тысяча школьников и работали пятьдесят педагогов. Благодаря организаторским способностям, умению находить общий язык с людьми, доброжелательности новый руководитель создал дружный, творчески работающий коллектив.

Школа была одной из лучших в крае. Эту оценку дали побывавшие по в учреждении представители Совмина СССР, ЦК КПСС ЦК ВЛКСМ, министерства просвещения. Школа работала по программе “Профориентация и трудовое воспитание школьников”. Имела свой парк техники — тракторы, автомашины и комбайн. В 1971 году Александр Александрович организовал ученическую производственную бригаду, где готовили своих механизаторов.

Бригада обрабатывала от 30 до 100 гектаров земли, ребята выращивали зерновые, картофель и овощи. Всю продукцию сдавали государству. За успехи в работе школу наградили легковым автомобилем. А учитель биологии, курирующий работу производственной бригады, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Кроме того, дети под руководством педагогов вели большую работу по озеленению поселка. Это сотни высаженных деревьев, парки и скверы.

Огромным авторитетом в поселке и в районе пользовалась школьная киностудия, в работе которой принимало участие большое количество школьников. В числе четырех делегатов директор Солянской школы Шигильчев был направлен на всесоюзные чтения, где выступал с докладом “Школьная самодеятельная киностудия как одно из средств воспитания учащихся”.

Александра Константиновна работала в школах под руководством мужа. Легко ли быть женой директора? Понятно, что только умная женщина выберет правильную тактику поведения и утверждения себя в коллективе. Александра Константиновна стремилась быть на высоте в любом вопросе жизни школы. Она добивалась отличных результатов, за что награждалась грамотами, в том числе и от Министерства просвещения РСФСР. Везде, где бы ни трудились супруги, Александра Константиновна оказывала мужу поддержку в делах и дома. Александр Александрович ценит ее мудрые советы и по сей день. Жена всегда для него была и остается надежным тылом, единомышленником и советчиком.

После энергичного темпа жизни в Солянке им пришлось уволиться по семейным обстоятельствам и вернуться на родину Александра Александровича в Чувашию. Шесть лет супруги проработали в городе Козловка, а после ухода матери из жизни, снова вернулись в Красноярск.

Александр Александрович был назначен директором старейшей школы города — № 36, его встретил большой, дружный коллектив. У каждого учебного заведения свои проблемы. Эта школа имела устаревшую котельную. Здание необходимо было перевести на централизованное отопление. При поддержке крайоно, шефствующей организации проблему решили.

Александр Александрович приобрел огромный опыт, проработав сорок лет директором разных школ. После выхода на пенсию вместе с женой занялся садоводством, кроме того, Александра Константиновна увлекается кулинарией.

Александр Александрович занимается общественной работой, он заместитель председателя совета ветеранской организации педагогов, председатель первички школы № 36.

Сын и дочь Шигильчевых пошли по стопам родителей, оба выбрали профессию педагога.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА