Новости

В одной связке

В одной связке

Они действуют не по методикам

Им не нужно какое-то общее руководство. Прибыли на место и — за дело. Которое часто связано с риском. Каждый из них сам получал травмы, видел, как гибнут товарищи. Они прекрасно понимают, что от быстроты принятия решения и слаженных действий зависит чья-то жизнь.

…Задача была поставлена следующая: спасатели с собакой должны отыскать в лесу человека и транспортировать его в безопасное место. Немецкая овчарка по кличке Бася (на самом деле ее имя, конечно, гораздо обширнее, как у любой породистой собаки) с нескрываемым восторгом выскочила из помещения на снег. Она еще подросток, всего восемь месяцев от роду, но уже много чего умеет. По поляне поносилась, поиграла, но след взяла, нашла “пострадавшего” и, как положено, села рядом и подала голос. Получила заслуженную похвалу и никак не хотела возвращаться в здание, ей бы, малышке, порезвиться, побегать… Я с детства боюсь собак и на всякий случай поинтересовалась: “Не съест?”. Ответ кинолога Валерии Темеровой просто поразил: “Ну что вы, она же спасатель!”.

Кто же они такие, спасатели? Попробуем набросать общий условный портрет.

Каждый сотрудник отдела аварийно-спасательных работ (ОАСР), созданного чуть больше полутора лет в Красноярске, владеет минимум тремя профессиями. Это правило. Кстати, в списке “спасательных” профессий их значится целых сорок, начиная от… повара. Удивляться тут не стоит, потому как умение приготовить пищу для пострадавших очень важно. Они и водители, и медики, и слесари, и автомеханики (всего не перечислить). Словом, мастера на все руки. И все время свое мастерство доказывают. И поддерживают. Тренировки — каждый божий день.

Вообще спасательная служба стоит на трех китах: туризм — от водного до горного, спелеология, альпинизм. Именно спортсмены, занимающиеся с юности этими видами спорта, и составляют костяк любого отряда. Приветствуются здесь “экстремальщики”: парашютисты, дайверы. Другим — борцам, боксерам и так далее — сложно адаптироваться к спасательной работе. Службу тянут те, кто на своем опыте знает, что такое боль, и понимает, насколько любое промедление подобно смерти.

Интересный момент: в любом коллективе спасателей процентов восемьдесят — люди непременно творческие. Играют на гитарах, поют, пишут песни и стихи, выдумывают что-то новенькое и оригинальное в технике. Кажется — с чего бы вдруг? Профессия вроде ко всему такому не располагает?

Сами профессионалы объясняют этот феномен просто и доступно.

Первое. Мы уже говорили о том, что служба спасения формировалась на основе тех, кто занимается водным и горным туризмом, спелеологией, альпинизмом. Отсюда, как само собой разумеющееся, “вытекают” песни у костра и прочее.

Второе. Творческие люди и к работе подходят творчески. Спасатели не исключение: в сложной ситуации они действуют конструктивно, нестандартно, оригинально, если хотите. Без такого подхода было бы трудно.

При этом спасатели практически все — циники. В здоровом понимании слова. Они говорят так:

— Если каждый трагичный случай, каждое происшествие пропускаешь через себя, через сердце, ты не профессионал. Пройдет совсем немного времени — спишут.

Это что касается работы, то есть, если так можно выразиться, внешней стороны. А внутри, в отряде, в отделении, — абсолютное доверие, крепкая дружба не только между собой, но и семьями, полная совместимость. Почти как в экипаже космонавтов. А как иначе? Ведь служба связана с постоянным риском, от того, кто тебя страхует, зависит твоя собственная жизнь. В общем, как у Высоцкого, “в связке в одной с тобой”.

Кстати, пресловутой текучки кадров в таких “связках” практически не бывает. Из муниципального отряда ушли только двое, один — на повышение, другой — по семейным обстоятельствам (пришлось переехать в другой город).

Неизвестно, как с текучкой у американских спасателей, но знающие люди говорят, что они, в отличие от наших, совсем другие. Пока не уберут откровенные риски, никуда не полезут. Обвязаться гранатами и под танк? Это уж точно не про них.

Россияне же, во-первых, все-таки фаталисты, во-вторых, способны на самопожертвование, кидаются на помощь, невзирая на любую опасность. В полной мере это относится и к нашим, красноярским спасателям.

…Такой вот получился портрет. А сотрудники отдела шутят: одна часть россиян пилит баллоны с хлором, срезает с фонарных столбов провода под напряжением, с пьяных глаз зависает между этажами, а другая часть их спасает.

Если же серьезно, то говорят, что профессиональные спасатели — вообще отдельная категория людей. Грубо выражаясь, им становится хорошо тогда, когда вокруг плохо. Именно в таких ситуациях “включается” все: опыт, умение, смекалка. Встряска мобилизует человека, экстрим выявляет самые сильные стороны. И профессионал начинает действовать. Не по методикам, которые все-таки составляются в кабинетах, — по наитию, исходя из собственного опыта. Он свободно мыслит, умеет принимать нестандартные решения. И главное — он понимает ценность времени.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА