Новости

Управляющая культурой

Управляющая культурой

“Так уж мы воспитаны были: если говорили “надо”, не спрашивали, лучше там или хуже, — говорит Татьяна Восходова. — Просто шли и делали с увлечением. Считалось очень важным каждое дело делать с вдохновением”. Татьяне Георгиевне за девяносто. Она строила Красноярский цирк, поднимала театр оперы и балета и преобразовывала Центральный парк культуры и отдыха. На какое бы дело ни посылало её министерство культуры, любую работу выполняла с любовью.

В Красноярск Татьяна Восходова приехала в 1940 году. Тогда её мужа молодого циркового артиста Михаила Екатериничева Московское гастрольное бюро отправило работать в сибирский город. Татьяна Георгиевна педагог по образованию, но натура творческая: играла в любительской труппе драматического театра. Так и получилось, что в Красноярске начала работать вместе с мужем.

— Тогда здесь концертное бюро было, которое потом преобразилось в филармонию, — вспоминает Татьяна Георгиевна. — Нас посмотрели, дали маршрут, и поехали мы по городам и деревням Красноярского края. Миша акробатику показывал, я спортивный и музыкальный номера, фельетоны читала. В 1941 году мы как раз в Минусинске работали. Война застала нас в театре. Знаете, такая обстановка была, как будто народ ждал чего-то. Песни пели: “Если завтра война, если завтра в поход…”.

В концертном бюро артистам посоветовали: давайте концерты на призывных пунктах. Татьяна Георгиевна говорит: делали это с удовольствием, ведь армия была священна для всех.

С началом войны на базе филармонии организовалась фронтовая концертная бригада. Татьяну Восходову, которой в ту пору было чуть больше 20 лет, назначили её руководителем. Посмотрели бригаду в Москве и направили в 7-й гвардейский механизированный корпус Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Корчагина. Армия уже в наступление шла, передовая продвинулась на Украину. До Курска поезда хорошо ходили, а дальше приходилось добираться в теплушках с солдатами.

— До Конотопа ещё не доехали, а впереди станцию разбомбили. Поезд наш остановили, сказали: два часа стоять будем, — вспоминает Татьяна Георгиевна. — Мы с танцором Гришей собрались за сухим пайком. Возвращаемся, а поезда нашего нет. Говорят, минут пять как ушел. Отстали…

Тогда Татьяне Восходовой, наверное, впервые пришлось использовать собственный дар убеждения. Бросилась она к коменданту, тот попытался посадить их на грузовой поезд, который в том же направлении шел. Но машинист бдительный оказался: “Какие артисты? Кругом диверсии!”. Заскочила Татьяна на лесенку паровоза, развернула к себе машиниста и прямо в глаза ему: “Мы на фронт! Помогите!”.

В Конотопе, Нежине и Чернигове началась концертная деятельность фронтовой бригады. Прямо к поезду приехали летчики. Просят: “Дайте концерт, так хочется радости”. Только перед летчиками выступили, приехали в Нежин — и прямо под бомбежку. Уже стемнело, кругом трассирующие пули летают. Как светляки светятся. Так красиво.

Целый год фронтовая бригада пела и плясала на передовой. Вернулась в Красноярск — и снова в поход. На этот раз поддерживать дух работающих в тылу женщин.

Гастрольная жизнь Татьяны Восходовой закончилась, когда начал подрастать усыновленный ею блокадный малыш.

— Пете нужно было в школу ходить, я осталась в Красноярске, — говорит Татьяна Георгиевна.

Тогда-то и предложили женщине место директора в ансамбле песни и танца. Танцоры и певцы были просто потрясающие. Татьяна Георгиевна говорит: когда выступал её ансамбль, она за кулисами стояла и слушала — так проникновенно звучали голоса!

Первым делом нового директора ансамбля стала поездка в Хакасию — за фольклором. Привезли оттуда Хакасскую свадебную сюиту, с которой обколесили потом весь Дальний Восток и центр России.

— У нас свой вагон был, в котором жила труппа, — вспоминает Татьяна Восходова. — И как-то попала в него инфекция. Приезжаем на гастроли в Сталинград, все артисты с высокой температурой свалились. А в театре аншлаг. Что делать? Говорю ребятам: “Кто может, пойдёмте”. Ни один не остался. Блестяще отработали концерт.

Тогда-то в Сталинграде и произошел переломный момент в жизни ансамбля песни и танца. На концерт приехал работник министерства культуры. Посмотрел: замечательный коллектив, но не совмещаются народные танцы и классический хор. Нужно разделять. Рассказала об этом в Красноярске Татьяна Георгиевна и через несколько дней получила вердикт крайкома партии: делай ансамбль танца Сибири. Первая программа должна быть готова к ноябрьским праздникам.

…Танцы уже были готовы и эскизы костюмов сделаны, а материалов на их изготовление нет. Позвонили в министерство культуры: фонды все распределены. Выдали Татьяне Георгиевне “верительную грамоту”: вести переговоры и заключать договоры — и отправили в Москву.

— Приехала я с этой бумажкой. Только суточные, больше ни копейки, — рассказывает Татьяна Восходова. — В министерстве культуры рассказали, куда идти. А у нас 18 танцев — столько же и костюмов.

Сначала в “Москостюм”, потом в Большой театр, Главснабсбыт… И удалось-таки достать дефицитные ткани. К празднику появилась первая программа нового ансамбля танца Сибири.

Но Татьяне Георгиевне пришлось покинуть родной коллектив. Её пригласили директором Центрального парка имени Горького. За дело взялась, как всегда, с огоньком. Да так споро у неё всё получалось, что за два года отсталый сибирский парк получил звание лучшего из восьмисот, существующих тогда в Советском Союзе.

Пять лет проработала в парке. А потом говорят: “Тебе ближе артисты. Иди в театр музыкальной комедии. Там зам нужен”. Все бросила и пошла.

Ее последним спектаклем в театре музыкальной комедии стала “Сибирячка”. Умер директор старого цирка. Татьяну Георгиевну пригласили в крайком партии: есть мнение отдать тебя в цирк. В Москву на утверждение вылетела сразу после театральной премьеры. В главном управлении цирка к сибирячке отнеслись хорошо. Она стала второй женщиной-директором цирка в России.

— Цирк тогда стоял на Красной площади, на месте нынешней стелы, — вспоминает Татьяна Восходова, — работал он только летом. Брезентовая крыша снималась на зиму, а весной вновь начиналась подготовка к сезону. Приезжаю я из Москвы, а тут уже работа идёт полным ходом.

Татьяна Георгиевна вздыхает: “Столько историй разных в моей жизни было…”. Например, пожар, когда чуть не сгорело помещение цирка. Восходова только приступила к своим руководящим обязанностям, засиживалась в цирке допоздна. И однажды выходит на манеж и видит: по стене синий огонек ползёт. Вызвала пожарных, возгорание залили быстро. Но мысль, что город мог лишиться манежа, засела в голове. Рассказала о происшествии в управлении цирка, ей посоветовали: добивайся строительства стационарного.

Новый цирк построили за полтора года. А ещё через три он начал работать на прибыль. В зале всё время был аншлаг. Билетов в Красноярский цирк было недостать.

Татьяна Георгиевна говорит: работая в цирке, продолжала дело своего мужа. Он рано ушёл из жизни, не сумел пережить крушения надежд. Михаил Антонович затеял организацию народных цирков в Красноярске, но после перестройки они оказались ненужными.

12 лет Татьяна Восходова отдала цирку. И сейчас старые знакомые — цирковые артисты, — приезжая на гастроли в Красноярск, звонят бывшему директору, приглашают на представление. Однажды, когда Восходова уже работала директором в Красноярском театре оперы и балета, услышала под окном ржание. На улице стояла красавица — белая лошадь, а рядом известный дрессировщик Борис Манжели: “Зачем вы ушли от нас?”.

— А я и не уходила, — говорит Татьяна Георгиевна. — За меня решили: должна идти работать в театр. Тогда к 350-летию Красноярска городу подарили театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли.

Восходова говорит: новое начинать всегда интересно. Труппу для красноярского оперного собирали всей страной. Хореографические училища и консерватории отдавали Красноярску своих лучших учеников. Молодые артисты горели желанием работать, показать себя. И к открытию сезона было готово уже 12 спектаклей — “Евгений Онегин”, “Жизель”, “Лебединое озеро” и другие.

Татьяна Георгиевна и сегодня всю себя отдает искусству. Работает в музее оперного, помогает артистам. Восходова говорит: “Хорошее отношение артистов — это моя гордость. Они окружают меня теплом. Этим я живу”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА