Новости

Правила доступа

Правила доступа

Вместо очереди пара кликов мышкой

Когда гостившая осенью в Красноярске бельгийка Дэниэль Фриер спросила: “А почему вы не можете приехать ко мне в гости на Рождество, ведь билеты заранее можно взять очень дешево?”, то прозвучавший ответ о трудностях самостоятельного получения визы не поняла. По ее рассказам, доступ к любой государственной услуге в Бельгии, будь то оформление паспорта или уплата налогов, уже давно происходит без личного контакта с чиновниками. Все бумаги отправляют по почте, обычной или электронной, сведения заносят в базы данных, после чего гражданину приходят необходимые документы и квитанции.

Понятие “качество жизни” помимо очевидных — достатка, жилья, питания, работы, здоровья — включает в себя еще и такой индикатор, как доступность населению различных государственных услуг и представителей власти. А с этим дела обстоят в России по-разному. Конечно, проблемы с получением визы, скажем так, еще и показатель отношения к нашей стране со стороны других государств. Но есть и другие, уже чисто внутренние вопросы.

— Зачем тратить свое время, время госслужащих на личные встречи, если есть утвержденные процедуры и можно просто все делать автоматически? — говорит Дэниэль. — Это удобно, это явно демонстрирует, что чиновники существуют за счет собираемых с нас налогов, а значит, должны делать все, чтобы обращение к ним было максимально коротким и комфортным.

У нас же любое личное дело “государственной важности” ассоциируется у людей с долгими хождениями по инстанциям и стоянием в очередях. Правда, и в нашей стране в последние годы реализуется проект “Электронная Россия”, который пусть пока и не стал массовым, однако уже сейчас заметно облегчил доступ к госуслугам в самых различных сферах. Это могли почувствовать на себе и некоторые красноярцы.

Так, например, на сайте Федеральной налоговой службы появилась такая опция, как “Личный кабинет”. Налогоплательщики, которые обратились в инспекцию и получили пароль, теперь могут видеть в нем информацию о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц, а также распечатать платежный документ (извещение) по форме № ПД (налог). Так отпадает необходимость в неоднократном посещении инспекции: сначала за информацией о задолженностях или квитанциями, потом за уточнениями.

Не отстали от налоговиков и судебные приставы. На их портале, задав район проживания и ФИО, можно узнать, не задолжал ли горожанин чего-то этой службе. Чтобы избежать злоупотреблений, конкретных сумм долга не пишется. Только телефон курирующего пристава, у которого можно уточнить все детали.

Упростилось и оформление заграничных паспортов, да и вообще взаимодействие со служащими из управления Федеральной миграционной службы. Во-первых, записаться на прием можно через Интернет, как и проверить готовность документов. Во-вторых, работники этого ведомства при наличии определенных программ на компьютере готовы вести онлайн-прием. Ничем не отличается от встречи в кабинете, разве что из дома для этого выходить не надо: беседа ведется с помощью микрофона и веб-камеры.

С лета этого года доступным в Сети стало и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (краевое управление Росреестра). Теперь человек может проверить, в порядке ли его документы на земельный участок, получить справочные сведения из Государственного кадастра недвижимости или Единого государственного реестра прав.

Но больше всего нареканий у горожан вызывает доступность медицинских услуг, начиная с записи на прием. С недавнего времени две городских поликлиники — № 1 и № 14 — и два стационара — Красноярская краевая больница № 2, городская детская больница № 5 — участвуют в эксперименте по работе электронной регистратуры. Введя номер паспорта и полиса, можно выбрать врача и время приема без обычного для этой процедуры стояния в утренних очередях.

— Кроме того, на сайте городской администрации есть виртуальная приемная, куда можно отправить вопросы, адресованные мэру города или любому чиновнику из департамента или управления, — рассказывает Андрей Карасев, руководитель управления информатизации и связи. — А в начале следующего года мы планируем принимать заявления в электронном виде по шести видам услуг. Нужно будет заполнить бланк, отправить его, а потом прийти в назначенное время за готовым документом. Первая услуга — выписка из реестра муниципальной собственности на бумажном или электронном носителе. Ежегодно за ней обращаются до десяти тысяч человек. Вторая — предоставление информации из муниципального жилищного фонда (семь тысяч обращений). Третья — изготовление и выдача копий правовых актов администрации города (восемь тысяч заявлений). Четвертая — выдача актов сверки платежей по договорам аренды. Пятая — выдача справки об отсутствии задолженности по арендной плате. И шестая — согласование проведения массового культурно-просветительского, театрального зрелища, спортивного и рекламного мероприятия.

Это лишь немногие примеры, когда различные услуги становятся доступнее под влиянием прогресса. Даже к президенту и премьер-министру можно обратиться практически напрямую через их интернет-ресурсы.

Конечно, возникает вопрос: что делать старшему поколению, еще не привыкшему к веяниям прогресса? Но, как показывает практика, многие из пожилых людей с удовольствием учатся работать на компьютере под руководством детей и внуков. Все больше развивается оказание услуг через привычные call-центры или платежные автоматы. А если все больше активных горожан будут пользоваться сетевыми ресурсами и получать госуслуги с их помощью, то очереди перед кабинетами естественным образом уменьшатся, что сделает доступ в них удобнее и для тех, кто привык к более традиционным походам за документами.

Остается только подождать, пока в Сеть перейдет все больше государственных услуг, за которыми нам приходится регулярно обращаться. Следить за этим можно на портале gosuslugi.ru. А еще уповать на то, что система будет действительно работать как часы. Ведь что там говорить — особенности менталитета приводят к тому, что иногда без личных визитов в кабинеты чиновников дело с мертвой точки просто не сдвинуть. Да и всегда находятся “свои люди”, которых принимают в обход очереди, в том числе и электронной. Волокита и коррупция остаются главным тормозом на пути прогресса, каким бы он ни был.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА