Проспект культуры
Театр оперы и балета представил мультиформатный спектакль «Кругосветное путешествие в мир танго»
Он повествует о родоначальнике танго Асторе Пьяццолле.
Любите ли вы танго так, как любят его… все? Этот танец страсти, любви, противостояния никого не оставляет равнодушным. Концерт-спектакль (16+) о родоначальнике стиля «танго нуэво» Асторе Пьяццолле представили на днях красноярской публике — постановка рассказывает о творческом пути и становлении аргентинского композитора.
Изюминка премьеры — мультиформат: в концерте соединились инструментальная музыка, вокал, балет, драматургия. Автор идеи — главный дирижёр и музыкальный руководитель театра Дмитрий Юровский.
— Творчеством Астора Пьяццоллы я заболел ещё в 16-летнем возрасте. При этом мне всегда нравился жанр танго, особенно советских и французских композиторов. Но Пьяццолла — другой мир, иная, очень сильная энергия. Играл его музыку много лет, и мне в какой-то момент захотелось более театрального самовыражения, — поделился Дмитрий Юровский. — Вся музыка в нашем проекте несомненно самодостаточна, но присутствие на сцене солистов оперы и балета, а также актёра в роли самого Астора Пьяццоллы дают возможность зрителю познакомиться с ним не только как с композитором, но и как с человеком, с его эмоционально насыщенной биографией.
Первая концертная версия проекта появилась ещё в 2011 году, постепенно она дополнялась и трансформировалась, а пару лет назад в Новосибирске добавились вокальные и балетные номера. Однако у Дмитрия Юровского эта постановка всегда вызывала ощущение незаконченного спектакля: хотелось погрузить проект в драматургическое действие. Появилась идея сделать это от лица аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, сделавшего жанр танго популярным по всему миру. Дмитрий Михайлович обратился за консультацией к главному режиссёру Красноярского драматического театра имени Пушкина Олегу Рыбкину, которого идея настолько увлекла, что он сам захотел выступить в роли режиссёра. В таком партнёрстве театров спектакль приобрёл целостность и завершённость. А по форме, с задействованием всех творческих цехов театра оперы и балета и актёра драмы, стал и вовсе уникальным.
— Все аранжировки в этом проекте сделаны мной и существуют уже много лет. Где-то моего авторского воздействия больше, где-то меньше, но в целом я постарался пропустить всю эту прекрасную музыку через своё сердце, слух, при этом оставляя на первом месте композиторов, написавших эти шедевры, — добавил музыкальный руководитель театра.
Над проектом в качестве хореографа и исполнительницы активно работала народная артистка РФ, художественный руководитель балетной труппы и прима-балерина Анна Жарова. «Кругосветное путешествие в мир танго» стало синтезом двух танцевальных направлений — на пуантах и в традиционной обуви танго. Смелый проект позволил артистам классического балета попробовать себя в непривычной пластике.
— Танго — это в первую очередь страсть, эмоции и ощущение внутренней свободы. Классический же балет предполагает строгие каноны, которые не позволяют твоим эмоциям раскрыться в полной мере. Наша профессия очень коротка и физически трудна, и с годами танцевать классику становится всё сложнее, поэтому я искала продолжение своей творческой жизни в других формах, — отметила Анна Жарова. — Танго в его классическом понимании изначально не предполагает балетного образования. В теории, конечно, артист балета в XXI веке должен уметь ориентироваться в любом стиле, но мы прежде всего старались найти новую форму танца, объединяя элементы классического, неоклассического балета, аргентинского танго, а также модерна. Поэтому пуанты — одна из необходимых деталей для осуществления такого нестандартного замысла.
Анна добавила, что при подборе артистов в первую очередь учитывался типаж, подходящий к интерпретации данной роли.
— Здесь актёрские способности в чём-то даже оказываются важнее балетных навыков. В этом проекте в гармонии должно быть всё — тело, внутреннее состояние, эмоциональная раскрепощённость. У нас в труппе много талантливых артистов, и подбор проводился очень кропотливо, исполнители сочетали в себе все вышеупомянутые качества, — отметила художественный руководитель балетной труппы.
Главным украшением постановки стал заслуженный артист России Эдуард Михненков, исполнивший роль Астора Пьяццоллы и рассказывавший истории из «своей» биографии. Актёр всё время находится на сцене — в импровизированном ресторане, где гости выходят на передний план со своими номерами — здесь и «Ла Кумпарсита» Герардо Родригеса, «Ревность» Якоба Гаде, «Чёрные глаза» Оскара Строка, турецкое танго Танью Окана «Ты хрупкая, как маргаритка», а также незабвенное «Утомлённое солнце».
Конечно, значительную часть программы составили произведения главного героя — самого Астора Пьяццоллы. Завершает путешествие известнейшая композиция аргентинца — «Либертанго», в названии которого автор соединил понятия «танго» и «свобода».
Зрители с восторгом отзываются о таком формате знакомства с танцем.
— Обязательно пойду ещё раз на спектакль! — делится впечатлениями студентка Ольга. — Фантастически подобран репертуар, да и сами актёры на высоте. После такой постановки самой хочется попробовать себя в танго, я уже думаю записаться в школу танцев.
Нюанс
В день первого показа перед спектаклем в рамках проекта «За полчаса до премьеры» для гостей театра выступил Иосиф Тавор, музыкальный критик и эксперт, театровед и литературовед, журналист и ведущий концертных программ. Тавор рассказал о музыке, знаковых представителях жанра, а главное — про гениального Астора Пьяццоллу.